№ 352 от 04.11.2004  

Выборы 2004

Информация, которая осталась за кадром...

В связи с тем, что на пресс-конференции, транслировавшейся по БТ и посвященной выборам и референдуму (в частности, их "успешному" проведению, "свободному" волеизъявлению граждан и прочим радостям нашей общественной жизни), государственные борзописцы "забыли" сообщить о некоторых существенных фактах, оставив их далеко за кадром, БИ сочла необходимым восполнить некоторые информационные пробелы. Все курсивы и подчеркивания в тексте – инициатива редактора (а отнюдь не ММНВ) исключительно для удобства чтения и акцентирования внимания на том, что по случайности запамятовало сказать большое электронное СМИ.

Международная миссия по наблюдению за Парламентскими выборами в Республике Беларусь 17 октября 2004 года (ММНВ) объединила усилия Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ) и Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ). ММНВ была учреждена в ответ на приглашения Министра иностранных дел Республики Беларусь и Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. ММНВ вела наблюдение за избирательным процессом на предмет оценки его соответствия Копенгагенскому документу ОБСЕ 1990 года, национальному законодательству Республики Беларусь и другим обязательствам по проведению выборов.

Настоящий документ является переводом отчета на русский язык; текст на английском языке остается единственным официальным вариантом отчета. Печатается с сокращениями.

Предварительные заключения и выводы

Выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 октября существенным образом не соответствовали обязательствам ОБСЕ. Одно из основополагающих обязательств Копенгагенского документа заключается в том, что воля народа служит основой власти правительства: белорусские власти не смогли создать условия для обеспечения выполнения данного основополагающего обязательства. Был брошен серьезный вызов всеобщим принципам и гарантируемым Конституцией правам на самовыражение и свободу объединений и собраний, что ставит под сомнение готовность белорусских властей уважать принцип политической конкуренции на основании равенства перед законом и одинакового отношения со стороны властей.

Из раздела "Имели место следующие серьезные недостатки":

Юридическое требование независимой от государства и местной администрации деятельности избирательных комиссий не соблюдалось или же не исполнялось, и, вследствие этого, соответствующие роли избирательных комиссий всех уровней и государственной администрации тесно переплелись.

Избирательный кодекс не обеспечил сбалансированного представительства проправительственных и оппозиционных политических интересов в составе избирательных комиссий. Участие политических партий в работе избирательных комиссий, чрезвычайно необходимое для обеспечения прозрачности и доверия к избирательному процессу, было, таким образом, весьма ограниченным, и решения часто принимались произвольным образом.

Республиканский референдум фактически отодвинул на второй план предвыборную кампанию. Масштаб кампании по референдуму, ее неограниченно тенденциозный характер и неподдающееся регулированию вторжение, в том числе на избирательные участки для голосования, способствовали созданию сильно искаженной атмосферы проведения избирательной кампании.

Процедура пятидневного досрочного голосования прошла на основании положений законодательства, допускающих чрезмерную свободу толкования, в том числе не предоставляющих возможность отдельного учета результатов досрочного голосования и обеспечения неприкосновенности урн и других материалов выборов способом, который бы вызвал доверие со стороны избирателей. На некоторые группы избирателей, включая студентов, военнослужащих и трудовые коллективы, оказывалось давление с целью заставить их голосовать досрочно.

Из раздела "Общие сведения":

Выборы проходили в напряженной политической атмосфере. 7 сентября Президент Лукашенко объявил о проведении одновременно с парламентскими выборами республиканского референдума. Граждане голосовали по вопросу о разрешении действующему Президенту участвовать в будущих президентских выборах и снятии существующего конституционного ограничения на возможность занимать пост Президента не более двух сроков. Референдум явным образом отодвинул на второй план парламентские выборы как в плане активности проведения предвыборной кампании, так и в плане важности, которую придавали политические деятели всего политического спектра двум данным событиям.

Из раздела "Предвыборная кампания":

Избирательным кодексом предусмотрено выделение каждому зарегистрированному кандидату 975 000 белорусских рублей (приблизительно 450 долларов США в эквиваленте) на изготовление листовок и брошюр. Тем не менее, от оппозиционных кандидатов поступали многочисленные жалобы, связанные с отказом государственных издательств и нежеланием частных компаний печатать агитационные материалы. Кандидаты также сообщали о задержках получения агитационных материалов в результате проверок, проводившихся в издательствах органами милиции или налоговой инспекции. В некоторых случаях в ходе таких проверок сотрудники милиции конфисковывали агитационные материалы.

Особую обеспокоенность вызвали случаи оказания давления на кандидатов, их активистов или избирателей и их запугивание. По меньшей мере в двух случаях сотрудники милиции провели обыски штаб-квартир кандидатов от оппозиции. В ходе одного из обысков ММНВ лично наблюдала за тем, как сотрудники милиции предъявили незаконным образом составленный ордер на конфискацию агитационных материалов, ранее утвержденных к изданию ОИК (Свислочский избирательный округ №96 в Минске). Наблюдатели от ММНВ также сообщили о задержании кандидата в Витебске и притеснении активистов агитационной кампании в Брестской области, городах Минск, Сморгонь и Дзержинск. Неоднократно поступали сообщения о том, что на некоторые группы избирателей оказывалось давление для того, чтобы они проголосовали досрочно.

Кандидаты сталкивались с трудностями при организации встреч с избирателями, несмотря на то, что Избирательный кодекс уполномочивает местные власти оказывать кандидатам содействие в этом. Многие кандидаты получили предупреждения в связи с нарушениями порядка ведения предвыборной кампании, что представляется результатом объединения усилий по препятствованию кандидатам в работе с избирателями. Имело место, по меньшей мере, 16 случаев отмены регистрации кандидатов по причине сомнительных нарушений положений Избирательного кодекса о порядке ведения предвыборной кампании. Ограничения возможности ведения агитации кандидатами были особенно вопиющими в свете массовой общереспубликанской и, по всей видимости, финансируемой государством кампании в поддержку вопроса, вынесенного на референдум. Данная кампания в поддержку республиканского референдума создала атмосферу, в которой оппозиции отводилась роль политической силы, выступающей против интересов государства.

Президент Лукашенко выступил с рядом публичных заявлений относительно выборов. Президент неоднократно публично заявлял о желательности ограничиться одним туром выборов для экономии государственных средств, которые бы потребовались для проведения второго тура. 6 октября он повторил, что кандидаты от власти должны занять все 110 мест в Палате представителей по результатам уже первого тура выборов, заявив о том, что "у нас достаточно власти и технологий, чтобы сокрушительно выиграть эти выборы". Были высказаны утверждения, что кандидаты, поддерживаемые местными властями, находились в привилегированном положении и имели преимущество в связи с использованием административного ресурса.

Из раздела "Средства массовой информации":

Все общенациональные электронные средства массовой информации страны контролируются государством. Эти СМИ играют доминирующую роль в предоставлении информации о политических событиях в Беларуси. Остальные широкодоступные электронные средства массовой информации, телеканалы Российской Федерации и местное радио, не освещают политические события сколь-нибудь существенным образом. Тем не менее, альтернативную информацию политического характера можно получить в некоторых негосударственных печатных СМИ и в сети "Интернет".

...В целом наблюдалось отсутствие подлинных дебатов о политических событиях и несбалансированность в представлении политических альтернатив.

В соответствии с результатами мониторинга СМИ, проведенного МНВ БДИПЧ/ОБСЕ за период с 6 сентября по 16 октября, Президенту и правительству было уделено более 90 процентов общего времени, отведенного политическим деятелям и действующим лицам выборов в новостях, и 75 процентов в программах, посвященных текущим событиям, транслировавшихся по белорусским электронным СМИ, являвшихся объектом мониторинга. Президент характеризовался преимущественно положительным образом.

Освещение электронными государственными СМИ деятельности политических партий было в значительной степени ограниченным; оппозиционные партии, однако, характеризовались косвенным образом в чрезвычайно негативных тонах, что было особенно характерно для аналитических и специальных программ. Некоторые деятели оппозиции были представлены врагами государства и обвинены в некомпетентности, радикальном национализме, уголовных деяниях и симпатиях терроризму.

Наблюдалась значительная диспропорция в количестве времени, отведенного в СМИ освещению республиканского референдума, по отношению к парламентским выборам. Например, образовательные ролики для избирателей о парламентских выборах (включая процедуру досрочного голосования), транслировались только по одному из каналов, мониторинг которых проводился; общее эфирное время данных роликов за период мониторинга составило менее 16 минут. В противовес этому ролики, информировавшие зрителей о том, как заполнять бюллетень на референдуме, в частности о том, как сделать отметку в графе "За" и неупоминающие возможность голосовать "Против", транслировались по всем телеканалам, мониторинг которых проводился. Общее эфирное время, отведенное для трансляции данных роликов было примерно в 5 раз большим (75 минут).

БДИПЧ/ОБСЕ подвергалось беспрецедентным словесным нападкам и публичным обвинениям со стороны высокопоставленных государственных чиновников и государственных СМИ, будучи беспочвенно обвиняемым в предвзятости и заготовленных заранее заключениях о выборах. Инсинуации и отсутствие каких-либо попыток получить информацию напрямую от представителей МНВ делают возможным предположение о намеренной дискредитации МНВ БДИПЧ/ОБСЕ.

Из раздела "Голосование, подсчет голосов и подведение итогов":

... На 90 процентах участков для голосования превалировал ряд серьезных проблем: неуполномоченные лица находились на 13 процентах избирательных участков (было замечено, что они руководили работой на 3 процентах УИК); были случаи, когда избирателям разрешали голосовать без предоставления документов, удостоверяющих личность, на 4 процентах избирательных участков; ненадлежащее опечатывание и сохранность урн для голосования наблюдали на 8 процентах избирательных участков.

Процедура подсчета голосов наблюдалась на 72 участках для голосования, и в 60 процентах случаев наблюдатели ММНВ дали негативную оценку данной процедуре. Повсеместно наблюдалось отсутствие прозрачности при установлении результатов и составлении протоколов: только в пяти случаях наблюдения УИК до вскрытия урн для голосования следовала установленной процедуре и записывала число избирателей, имеющих право голосовать, и число избирателей, получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, как правило, проходил молча, иногда даже украдкой: только в одном случае наблюдения подсчет голосов проходил с оглашением вслух выбора, сделанного избирателями в бюллетенях, и только приблизительно в 20 процентах случаев общее число голосов, отданных за каждого из кандидатов, объявлялось вслух до составления протокола. Было зафиксировано по меньшей мере четыре случая, когда протоколы сначала заполнялись карандашом с использованием стирки. В УИК №21 ОИК №9 (Дрогичинский, Брестская область) протокол был составлен членом УИК вне помещения для голосования после телефонного разговора с неизвестным лицом. В УИК №2 ОИК №50 (Волковысский, Гродненская область) протокол был составлен председателем УИК в отдельной комнате после получения им цифр на листках бумаги от других членов комиссии в комнате для подсчета голосов. Едва ли на половине наблюдавшихся участков для голосования УИК вывесили копии протокола о результатах голосования на стену для того, чтобы наблюдатели смогли записать результаты.

В двух разных ОИК в Барановичах наблюдатели, имевшие возможность видеть урны для голосования с достаточно близкого расстояния, отметили большое число бюллетеней, изымавшихся из урн для голосования в виде сложенных пачек, что предполагает намеренное наполнение урн дополнительными бюллетенями.

Из раздела "Препятствование работе наблюдателей ММНВ"

Серьезную обеспокоенность вызвало препятствование наблюдателям ММНВ в осуществлении их обязанностей по наблюдению в условиях достаточной свободы передвижения и доступа к информации для надлежащей оценки процедур голосования и подсчета голосов. Отказы членов УИК предоставить основную информацию в ответ на вопросы, являющиеся стандартной частью методики наблюдения ОБСЕ и не противоречащие определенным ЦИК правам международных наблюдателей, были неоднократными и повсеместными. Наблюдателям ММНВ часто запрещали приближаться к материалам для голосования, и им разрешалось находиться только в определенной части помещения. Проблема приобрела особо острый характер в ходе подсчета голосов.

БДИПЧ/ОБСЕ представит окончательный подробный отчет приблизительно через шесть недель после окончания избирательного процесса.