№ 354 от 18.11.2004 | |
Общество Кому на селе жить хорошо?Один сказал – чиновникам, другой сказал – начальникам, в селе сказали – нам. И аргументировали свои слова одной простой, давно всем известной фразой: «пенсию дают». Причем вовремя и с систематическим повышением. Если подобное объяснение кажется кому-нибудь слабоватым, попытаюсь в нескольких этюдах обрисовать прелесть селянской жизни.
«Приключение» бабы Кати
...Баба Катя сегодня веселая – в очередной раз хвастается перед соседками своим сыном, невесткой и внученькой. Да и есть чем похвастаться. Миша ее – красавец, умница, на инженера выучился, в городе живет и работает. И невестка институт закончила, библиотекарь с большим стажем. Малышка Катенька, названная в честь бабушки, во второй класс пошла и на одни десятки учится. «С голоду померли б без меня детки родимые, потому что внучке ко дню учителя велели двадцать тысяч на подарок сдать, Мише за окна-пакеты, поставленные к «Дожинкам», деньги высчитывают, а получает-то он копейки. И у невестушки не зарплата, а слезы. К следующему их приезду кабанчика заколю...»
На середине фразы лицо старушки побледнело, она схватилась за бок и заохала – снова колики в почках. Шла несчастная домой, проклиная на чем свет стоит председателя райисполкома, сельсовета и колхоза, а в придачу к ним всех врачей вместе взятых, а заодно начальников невестки и сына. Первых, за то, что в районную поликлинику добраться никак нельзя: транспорт ходит редко и в неподходящее время. Вторых вина в том, что попасть к районному доктору можно только по направлению участкового, причем, расстояние до места расположения участка побольше, чем до района будет. Начальникам Миши и Гали досталось за высокую цену на бензин, не позволяющую сыну отвезти мать в поликлинику на подаренном ею к свадьбе пятнадцать лет назад автомобиле.
«Однако темень у нас непроглядная», – подумала баба Катя, упала и сломала ногу. Лежать бы заслуженной колхознице невдалеке от дома до рассвета, но на помощь подоспели недавние собеседницы. Они шли сообщить подруге о своем намерении просить президента защитить народ от подлых чиновников.
Разлучница
...Распад семьи получился из-за Буренки, которую молодые супруги с такой любовью покупали на следующий день после свадьбы за подаренные родственниками деньги. Наташа нарадоваться не могла на кормилицу – пестовала и холила ее. Коровка оказалась молочной, рожденная ею телочка – тоже. Каждый знает, какие зарплаты на селе, на хлеб и то не хватает. Все «благосостояние» приобреталось на деньги, полученные от сдачи молока. Однако с каждым годом молоко падало в цене, в конце концов, стало стоить 330 рублей за литр. А тут и хозяин, Антон, глядя на вечно голодных детей и жену, не справился со своей хозяйской несостоятельностью и запил от тоски. Благо, приобрести самодельный «зеленый змий» на селе можно было и в рассрочку, и в кредит, и за наличные. Молодой красавец-тракторист по этой причине и прав лишился, но работать продолжал. Потому как уволь деревенских «бесправников» – вся техника в простое окажется. Однажды поехал Антон в район, а обратно прибыл на новенькой серой Ауди, с длинноногой красавицей за рулем. С того дня жизнь в семье с материальной точки зрения улучшилась – горожанка приезжала к Савчукам каждый день и покупала все молоко от их коровок по целой тысяче за литр. Антон радостный ходил, пить почти перестал. Но Наташа жутко ревновала, как оказалось, не напрасно. В один прескверный день тракторист уехал куда-то и не вернулся. Люди говорят, что теперь живет он в большом городском коттедже с «благодетельницей». Наташа от горя заболела.
Ее старенькая гипертоничка-мама, чтобы помочь дочке и внукам сотки получить и зимовать с картошкой, взяла делянку бураков. На поле у нее поднялось давление, и несчастная скончалась, так и не дождавшись «скорой помощи» (телефонов в деревне не густо, да и бездорожье сильное).
Непокорный
...Неласковое осеннее солнышко созвало односельчан на скамейку возле покосившейся избы. Дебаты идут на темы нешуточные: «за жизнь» и «за политику» спорит народ. В центре внимания он и только он – всенародно избранный, всеми обожаемый президент. Весь разговор, в сущности, сводится к двум словам: «Да здравствует». Вдруг послышались слова: «Не, трэба яго мяняць. С каждым месяцам грошай на вiно ўсё меньш застаецца». Собеседники давай уговаривать глупого земляка, что дурак он, жизни не знает, придет другой на президентское место, хуже будет. Непокорный мужчина качает упрямой головой, продолжая твердить, как заведенный, – «трэба мяняць». Женщины отошли подальше от греха, потому что «большинство» намерено доказать «меньшинству» свою правоту силой.
Вдруг на горизонте появился новый герой – мужичок метр с кепкой в свитере с чужого плеча, видать, жениного. В одном из его разноцветных карманов лежит грязный, но большой блин. Из другого гордо выглядывает 750-граммовая бутылка вина. Разбушевавшиеся спорщики на минуту замирают, как при видении, затем опрометью бросаются привечать новоявленного. Минуту спустя, позабыв о политических разногласиях, толпа радостно вышагивает в направлении ближайших кустиков, на ходу решая, следует ли поделиться лежащей в кармане «закусью» с увязавшейся тощей дворняжкой.
Такие бытовые картинки из ежедневной, «не праздничной», жизни села видел любой, кто бывал в деревне. И двадцать лет назад видел, и десять, и – вчера...
Светлана КУХАРЕВА
Газета «Биржа информации» поздравляет всех жителей села с Днем работников сельского хозяйства, который приходится на 3-е воскресенье ноября. Про ваш нелегкий труд много написано и много сказано. И мы, горожане, прекрасно понимаем, что плохо бы нам пришлось, если бы не вы. Счастья, удачи, здоровья, успехов всегда и во всем.
Однако, с экранов телевизоров и со страниц государственной прессы с завидным постоянством мы слышим, как хорошеют наши деревни, как замечательно и с каждым днем замечательнее живет население деревень. И такие, успешные, безусловно, есть. Но я, объездив множество деревень Гродненской области, увидела и иную картину. Возможно, и нашим читателям будет интересно ее посмотреть?
|
|