№ 356 от 02.12.2004  

Общество

Кому на селе жить хорошо? Часть II.

<<risСовершенно неожиданно "БИ" получила массу отзывов на статью Светланы Кухаревой о быте и жизни гродненской глубинки, опубликованную в одном из предыдущих номеров газеты, о "подсмотренных" ею картинках простой и... не простой жизни. И действительно, горожане неразрывно связаны с селом. Не говоря уже о том, что практически у каждого гродненца есть родня в деревне, даже те, кто утратил "кровную" связь с селом, прекрасно понимают, откуда булки на прилавках магазинов. В продолжение темы невыдуманные истории...

А народ-то голый!

Когда сельчане услышали, что в их деревню ведут газ, радости не было предела - помогло обращение к ныне бывшему депутату парламента - В.В. Лукашевичу. Основные работы по газификации села были выполнены. Ольга Романовна так прямо "на крыльях" летала. Еще бы - дом строился большой, с надеждой, что дети и внуки здесь жить останутся. Однако, как известно, неожиданное в жизни случается чаще, чем ожидаемое. Дети разъехались по городам в поисках лучшей жизни, но так ее и не нашли. Да и вообще, беспутными оказались. Зато часто приезжали к маме и бабушке, чтобы поживиться чем-нибудь, начиная от квашеной капусты и заканчивая 20 тысячами из пенсии. Только младшенькая дочь Леночка с мужем, работающие на Волковысском "Волмете", ничего от матери-вдовы не требовали, а иногда и помогали ей материально. Батареи к знаменательному событию купили и установили в доме тоже совместно. Ольга Романовна, естественно, о заготовке топлива для печки не думала, хотя и не бурила ее "на всякий случай". Газовую линию в деревню провели, но... большая часть сельчан легко дающегося тепла так и не дождалась. "Бюрократы проклятые, хапуги, дармоеды, - говорит в сердцах бывшая интеллигентка, - это ж надо до такого додуматься: за то, чтобы провести газ во двор, я должна 300 тысяч заплатить. За свою же землю.... А где их взять, если пенсия до 200 не доходит...". Беда одна не приходит: Завод, где толковые дочь и зять работали "по уши в долги залез, дети второй месяц за свой счет в отпуске, голодают, - они помочь не смогут" - изливает душу несчастная старушка, еще больше закутываясь в старый драный полушубок. Но больше всего ее раздражает история с чеками "Имущество", за которые обещано было заплатить немалые деньги. За полученную с них денежную компенсацию она смогла бы и СВОЮ землю выкупить, и безработным детям помочь, и на еще более "черный день" отложить. До такой степени зла Ольга Романовна, что готова она к самому президенту ехать. Мол, обещал оплатить, так пусть выполняет обещанное. Потом добавила: "Королем стать хочет. И когда же он увидит, король этот, что народ-то его голый".

Сон в руку

Баба Сима счастья по жизни не знала. Но не жаловалось, так как человек она верующий, что Бог давал, тому и радовалась. "Казiка любила, а ён Гэлю ўзяў, бо зямлю за ею давалi. Я ўжо старой дзеукай за ўдаўца Ивана-аднарукага пайшла, i той праз тры гады ад самагонкi памёр. Сынам радавалася, дзеля яго жыла, але тая ж паганая брага i хлопца майго загубила. Асталася адна, як бярозка у полi, вось и жыву з каткамi, летам на зямлi робiм, зiмой тэлевiзар глядзiм" - рассказывает баба Сима. Возле нее уютно устроились две кошки - упитанная пушистая Мурка и маленький, похожий на маму Енко. В печке потрескивают дрова, по цветному "Горизонту" транслируется индийский фильм.

Собственно, из-за этого телевизора и произошла невероятная история. Был у бабы Симы старенький допотопный "Рекорд", давным-давно родственником подаренный. То снежил, то волнами шел, в последнее же время и вовсе изображение пропадало, приходилось кино или передачу "слушать", как по радiо. И была у старушки заветная мечта - другой телевизор приобрести. "Ведала, не будзе гэтага, пенсiя малая, ды i той з нявесткай дзялюся, каб унукам дапамагаць. Нам з коцiками многа не трэба - хлеб, малако, каўбаски лiвернае. Але пра тэлевiзар марыла", - говорит баба Сима. И вот однажды, три с лишним месяца назад приснился бабушке сон: приходит якобы в ее покосившуюся избу сам белорусский президент и говорит, что, мол, роды скоро в доме будут, назовешь в честь меня, и будет у тебя цветной телевизор. Я, мол, это еще будучи кандидатом тебе обещал, вот и выполню, чтобы знала - слов на ветер не бросаю. Говорил, и вырастал с каждым словом. Баба Сима проснулась в холодном поту... "Ведаеце, дзеткi, я нiколi не верыла за тое, што ён гаворыць, и зараз не паверыла. Ды ж i якiя роды...", - стыдлiво улыбается моя собеседница. Старушка только подумала о том, что вот ведь какая чушь может присниться, как услышала тоненькое "мяу". Оказалось, что у Муркi, которая вроде как и с котами давно не зналась, родились четыре котенка. А баба Сима, всегда утверждавшая "сон мара, пан Бог вяра" крепко задумалась. Над тем, следовать ли приснившемуся во сне, а если да, то как назвать котят в честь президента: он один, а их четверо... Воистину, мудрость народная не знает границ. Определив опытным оком, что среди новорожденных трое мальчиков и одна девочка, назвала их так: Лук, Лука, Лукаш и Енька. Спустя три месяца пришла к бабе Симе подружка, они долго любовались котятками, а в конце пришли к выводу, что все малыши имеют... мужеский пол. Енька моментально была переименована в Енко. И вот чудо: вечером того же дня возле домишки бабы Симы остановилась красная иномарка, из нее вышел молодой "як пан хлопец", зашел в хату и предложил купить у бабки старинный комод за "нейкия даляры". Бабка сказала, что продать не продаст, только на телевизор поменяет.

Так, накануне Рождества сбылась заветная мечта старушки. Кстати, этот молодой человек привез бабке вместе с цветным телевизором "каўбасы мяккай ружовай вельки батон", а еще купил у нее за пятьдесят рублей Лука, Луку и Лукаша. Сказал, что такие коты в городе на вес золота. Бабка сейчас жалеет, что продала троих котят невесть кому, но надеется, что попали они в добрые руки. А Лукашенку очень просила поблагодарить. Вот только против, чтобы фамилию ее называли, оттого что "можа наш прэзiдэнт i не любiць коцiкаў"...

Светлана КУХАРЕВА