№ 362 от 20.01.2005  

Производственник не желает умирать

Наталья Москвина, индивидуальный предприниматель из Волковыска после долгих поисков нашла свой бизнес. Причем производственный, за который так ратуют высокие чиновники нашей республики, призывая оказывать ему всяческую помощь и поддержку. На словах. На деле же, к чему нам уже не привыкать, все оказывается с точностью до наоборот.

ПОИСК

Наталья оказалась в Беларуси случайно - замуж вышла за волковычанина. Поселившись в убогом, неблагоустроенном общежитии, сразу начала думать, как выбраться из безденежья. Родив двух детей-погодок, проблема устройства в этой жизни встала перед молодой семьей еще более остро. Муж Натальи, конечно, работал, но зарплаты едва хватало на жизнь. А потом совершенно неожиданно последовал развод, и осталась Наташа одна с двумя детьми на руках. Зарплата инженера по нормированию труда на узле связи позволяла лишь не умереть с голоду.

К счастью, по характеру Наташа человек деятельный, активный. Она попала в первую сотку начавшихся регистрироваться индивидуальных предпринимателей. В то время она ездила в Россию, покупала там товар, затем его переделывала и сдавала в комиссионный магазин. Однако поиски доходного бизнеса продолжались. Несколько неудачных попыток организовать свое дело наконец-то увенчались успехом. Когда-то Наталья торговала фильтровальными рукавами для очистки молока. Несколько штук у нее осталось. "Когда судьба забросила меня в швейное производство, я предложила заняться пошивом подобных фильтров. Предварительно прозвонив все предприятия и выяснив, что на то время эта ниша была пуста. Потому что мой бизнес интересен только малому производству. Для большого это нерентабельно". Это и было началом ее серьезного дела. Причем незаменимого для безмерно опекаемой Президентом и правительством отрасли - сельского хозяйства. Наталье приходится работать именно в этой отрасли, помогая своей продукцией получать сельскому хозяйству значительную прибыль. К примеру, зоотехник одного из колхозов Вороновского района подсчитала, что с применением очистных молочных фильтров, выпускаемых предприятием Натальи Москвиной, они получают экономию в 33 тысячи рублей в день. Это примерно 10 млн. руб. в месяц. Получилось, что только за одну декаду хозяйство окупило все затраты и на АДС, и на фильтровальные рукава и в дальнейшем имеют прибыли где-то в пределах 7 млн. руб. в месяц.

Естественно, как при каждом хорошем деле, у Натальи возникли конкуренты. Один из них обнаглел до такой степени, что, втершись прежде в доверие к женщине и выведав у нее все секреты, отделился и сам занялся аналогичным производством. Причем первое время шил фильтровальные рукава по Натальиной технологии и распространял их по ее же документам. Прибылью, конечно, делиться не стал. "Я обозлилась тогда сверх меры, и мне пришло в голову запатентовать свой продукт. Я обратилась в соответствующий институт, привезла туда планы. Совместно мы кое-что доработали. Так я приобрела патент на свою продукцию".

В общем-то, подобная практика для сельскохозяйственных предприятий не явилась новинкой. Они и раньше использовали очистные молочные фильтры, только используя при этом фильтровальные рукава российского производства. "Тканью они хороши, но при давлении разрываются часто по краям. Наши несколько прочнее. Но этими российскими фильтрами обеспечивали сельхозпредприятия 10 лет до нас, и практически все хозяйства привыкли к ним" - правдиво рассказывает хозяйка "Чистого молока". Тем большего труда стоило ей и ее работникам приучить хозяйства к своим, белорусским. Старания завершились успехом. Спустя 6 лет хозяйства настолько привыкли к продукции белорусской производительницы, что другие им уже были без надобности. С собственно изобретенными и запатентованными АДС работать стало еще легче. Конкуренты, естественно, оставались, но для Натальи они уже страшны не были. Потому что она сама производитель, а ее конкуренты все-таки перекупщики. Да и по цене продукция Натальи была выгодна для полунищих сельскохозяйственных предприятий. Причем в данном случае расчет за поставляемую продукцию силой никогда не выбивался: Наталья очень хорошо понимала проблемы своих потребителей. Словом, все шло своим чередом. До поры, до времени...

ГРЯЗНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОТИВ "ЧИСТОГО МОЛОКА"

Конкурентами Натальи Москвиной всегда являлись не производители, а перекупщики российского товара. Но все бы ничего, если бы вдруг, совершенно неожиданно, на сцене не появился некто МИСТЕР Х. Конкурент, судя по всему, властный и сверхвлиятельный. "Пока были конкуренты-перекупщики, торгующие российскими фильтрами, работать было легче. А сейчас... Примерно полгода назад появилась неизвестная фирма, видно - очень крупная. Думаю, что там олигархи сидят, белорусские (кто и зачем это делает - не знаю). Перед их столичной влиятельностью не могут устоять молочные заводы, и на их склады оседают крупные партии российских клееных фильтров. Просто не понимаю, почему у нас в государстве вот так происходит - наш белорусский производитель сидит в нужде, в то время, когда столичные богачи на чужой продукции делают деньги, проталкивая российскую продукцию вниз.

"Чистое молоко" надеялось участвовать в тендере на поставку своей продукции на Лидский молокозавод, уже и документы послали. Однако на тендер их даже не пригласили, выбрав себе партнера непонятно по каким критериям.

Нечто подобное ожидало белорусских производителей и в Щучине. Завезли они туда свою продукцию. И видят: в коробках стоит 40 тыс. российской аналогии. Кладовщик ахает: и что, мол, мы с ними делать будем, ведь Щучинские сельхозпредприятия предпочитают пользоваться фильтрами Москвиной. По этой причине 10 тыс. волковысских фильтров было все-таки приобретено.

Подобный случай произошел и в Пружанах - после предварительного согласования неожиданно последовал отбой. И это с учетом того, что отказы получает самая дешевая и одновременно качественная продукция. Парадокс получается. Работники "Чистого молока" уверены, что российские фильтры навязываются по предоплате, что гораздо ухудшает положение сельскохозяйственных предприятий. И еще у них существует мнение, что неизвестные фирмачи исходят напрямую из Министерства сельского хозяйства. Поэтому и никакой клерк из нижестоящих не смеет отказать. У меня же возник вопрос: почему в данную ситуацию не попытаются вмешаться председатели облисполкомов, да и райисполкомов тоже? Ведь молокозаводы вынуждены будут раскидать навязанную продукцию по хозяйствам, вероятнее всего, по приличной предоплате. Обдирая тем самым наиболее уязвимую отрасль народного хозяйства нашей республики.

ВЕЧНОЕ БЕЗДЕНЕЖЬЕ

Вышеописанная ситуация подорвала и без того недостаточно стабильное положение белорусского производителя. "Трудности каждый день. И их нельзя поправить, потому что все идет сверху. Я не могу сказать, что это идет от неправильных действий предпринимателей. Или от неправильных законов. Нет, законы по-своему тоже правильные - если смотреть с высоты полета президента. Почему вечное безденежье? Да, мы работаем не покладая рук, да, мы зарабатываем. Но затраты..." - Наталья рассказывает о нелегкой своей жизни в плане бизнеса, о ситуациях, которых запросто могло бы не быть.

За третий квартал Наталья заплатила 7 с половиной миллиона рублей налогов. В связи с чем ее небольшое предприятие до сих пор не может восстановиться. Все было бы иначе, если бы ее потребитель вовремя рассчитывался за полученную продукцию. Она бы даже оборотные средства наработала. Но, увы, работать приходится в сфере сельского хозяйства, а расчет от некоторых потребителей не был получен еще с марта прошлого года. О задержках в 3-5 месяцев говорить и вовсе не приходится: такое случается сплошь и рядом.

Отдельной статьей идут затраты, так называемые неучтенные, которые не позволяют включать в налоговую декларацию. Из-за этого растет налог. Получается, что деньги уходят, а налоги не уменьшаются.

Наталья рассказала историю, которая мне показалась интересной. В связи с тем, что иногда в счет расчета она вынуждена получать продукцию на молочных заводах, а, следовательно, вьезжать на их территорию, машины ее должны иметь санитарный паспорт. Она бы с удовольствием выдраила их до блеска и сама, ан не положено. Пришлось заключать договор на мытье 2-х своих автомобилей с АП-4. Естественно, нести при этом явные затраты. "Я должна просить у начальника налоговой инспекции, чтобы включить в затраты те деньги, что я плачу за мойку. И еще вероятность 50 на 50, что я это разрешение получу". Ну разве это нормально?

Еще Наталью удивляет недавно вышедший закон, согласно которому она, имея машину стоимостью 600 евро, должна заплатить в республиканский бюджет 50000 тыс. евро, если будет использовать данное авто в коммерческих целях. "Я понимаю: получаешь с машины прибыль - заплати. Но не такие же огромные деньги?"

Одним словом, проблем у предпринимателей-производителей предостаточно.

Закончу словами своей героини: "Президент говорит, что всегда поддерживает производственников. Но не вижу я этого, ни разу не заметила. По крайней мере, ни на областном уровне, ни, тем более, на районном".

Станислава КАЗИМИРЧИК