№ 364 от 03.02.2005  

Кому инвалид "до фени"

Неоднократное обращение простого жителя г. Волковыска Владимира Павловича Лещука - инвалида Советской армии в Администрацию президента, ничего, кроме разочарования, ему не принесло. Последнее посещение "парадного подъезда" закончилось для пожилого мужчины и вовсе печально: его просто взяли под руки и пинком вытолкали в дверь.

Во время прохождения службы в рядах вооруженных сил Советского Союза, куда был призван в 1959 году Волковысским военкоматом, Владимир Павлович получил заболевание - эпилепсию. В связи с чем его комиссовали по состоянию здоровья с 3-й группой инвалидности. Крепкий и трудолюбивый мужчина, потеряв в молодом возрасте здоровье, работать, естественно, в полную силу не мог. В 1997 году он был признан инвалидом 2-й группы Советской Армии бессрочно, но все равно продолжал подрабатывать. До тех пор, пока здоровье хоть немного позволяло. Однако длилось это недолго, и очень скоро пришлось жить на одну пенсию.

Пенсия, по словам Лещука, у него ниже некуда - около 150 тысяч рублей. Ему крайне досадно и даже оскорбительно - ведь он потерял здоровье именно на службе Отечеству, при исполнении своего долга перед Родиной и народом. "Если бы не утрата в молодые годы здоровья, я бы сумел заработать в два раза большую пенсию", - считает инвалид. И все бы ничего, если бы не узнал он однажды от своего знакомого подполковника, что пенсия его была бы гораздо выше, если бы в имеющихся у него документах вместо слов "при прохождении воинской службы" было написано "при исполнении". Причем, Лещук знает несколько человек, лишившихся здоровья, находясь в армии и при аналогичных обстоятельствах. Но у них в бумагах написано "при исполнении" и получают они теперь большие, по сравнению с Лещуком, деньги. Согласитесь, обидно, когда одно слово, кем-то когда-то наобум написанное, так сильно влияло на жизненный уровень человека. "Я нахожусь в полном недоумении: почему одним писали "при прохождении", а другим "при исполнении". И почему так трудно добиться изменения этих слов, так сильно влияющих на сумму получаемой пенсии. Мы ведь все давали одинаковую присягу, одинаково исполняли то, что поручала нам в лице командиров Родина", - недоумевает обиженный Лещук. И начал мужчина правду искать. Походив предварительно по рекомендуемым местным инстанциям, которые по различным причинам помочь ему не смогли, надумал он поехать искать правду к самому президенту.

Впервые Лещук приехал в администрацию в 2000 году, когда приобретенная в армии болезнь настолько обострилась, притянув за собой вереницу сопутствующих заболеваний, что вся пенсия практически ушла на лекарства. Его внимательно выслушали, но ответили, что Президент этим делом заниматься не будет. Владимир расстроился немного, что не увидит своего любимчика, за которого некогда голос отдал и других уговорил поступить также, но не обиделся, зная о загруженности Президента. Безрезультатно поговорил с одним из чиновников, так и уехав обратно ни с чем, кроме надежды.

Но именно она-то, надежда, и умирает последней. "Попасть в Администрацию Президента не трудно. Я уже 4 года периодически навещаю это заведение. И хотел бы хоть чего добиться, пусть бы хоть посоветовали что полезное. Но вижу сплошное равнодушие и желание поскорее отделаться от меня, как от назойливой мухи. Посылают туда, где я уже получал неоднократные отказы. А я бы хотел человеческого разговора, объяснения. Конкретного и обоснованного", - Лещук считает, что заслужил он это.

На самом деле то, что он заслужил от своей Родины, показал очередной летний визит Лещука все в ту же инстанцию, считающуюся среди обиженного и оскорбленного народа Беларуси последней, где правду найти можно - администрацию президента РБ.

Он зашел в знакомое здание. Народу там было много, но его записали на послеобеденное время. О том, что случилось дальше, пишу дословно со слов Лещука. "Принимала меня женщина, фамилия ее Сергеева. Глянув в компьютер, она раздраженно заявила, что я уже не раз был здесь. Я согласился, добавив, что быть-то был, но никакой помощи, никакого совета, никакого окончательного ответа так до сих пор и не получил. Ни слова не говоря, женщина сделала телефонный звонок, после которого пришел прапорщик, записывающий меня в очередь. А с ним какой-то гражданский. Они взяли меня под руки и пинком вытолкали в дверь" - рассказывает инвалид. Он еще попробовал повозмущаться, показать, что тоже человек. "Я в газеты напишу, как вы с пожилым инвалидом обращаетесь, - в сердцах пригрозил Владимир Павлович своим обидчикам. - Хоть в ООН, - ответили мне. - Нам до фени!" И равнодушно отвернулись от "незаслуживающего внимания объекта".

Светлана Кухарева.