№ 366 от 03.03.2005 | |
Женские истории Театр – это судьбаАктриса Гродненского театра Людмила Волкова не ведет счет сыгранным ролям, каждый выход на сцену считает мукой и точно знает определенное место в голове, через которое в нее входит личность героини.
Людмилу-Люсеньку Волкову я увидела впервые в студии Белорусского телевидения. Студентка театрального института с внешностью итальянской кинозвезды играла роль артистки ТРАМа – Театра рабочей молодежи 20-х годов. На телевизионных подмостках девушки и юноши в синих комбинезонах разоблачали нэпманов и звали в светлое будущее…
С тех пор Людмила Волкова служит сцене. Она несколько раз уходила из театра и пыталась жить без него, но каждый раз возвращалась, потому что театр – это судьба.
Учеба
В театр я попала абсолютно случайно – никаких мечтаний об актерской профессии. Мы жили тогда в Марьиной Горке под Минском. Я из военной семьи, никогда не носила бантики, отчаянно дралась, а в школе меня звали Коброй . Я закончила школу в 16 лет, потом год красила игрушки и хотела поступать в радиотехнический. Почему? А красиво звучит.
Я шла по улице Минска и увидела надпись "Театральный институт". И просто зашла. Спросила, что надо сдавать, и подала туда документы. Помню, выучила стихотворение из газеты "Первое слово ребенок сказал "мама!". Когда я пришла на первый тур, вызвали меня в первой пятерке. Я увидела девушку небесной красоты с длинными белыми волосами, она читала что-то так здорово, что мне сразу захотелось уйти. У меня была короткая стрижка, и мне казалось, я так красиво накрасилась, а мне сказали пойти и умыться. Пошла читать после той белокурой красавицы и тонким голосом что-то пищала со страху.
А родители мои ничего об этом не знали. Потом в "Марьиногорской правде" статью написали про мое поступление "Ни пуха, ни пера тебе, Люда".
Гродно
По окончании института меня пригласили во все театры Беларуси. Я, конечно, выбрала купаловский. А когда пришла к директору театра, он сказал, что поначалу мне выделят комнату в общежитии. В моем представлении общежитие – это большая комната, где стоит много коек и все спят вповалку. А у меня уже была дочь, и я решила, что поеду только туда, где мне сразу дадут квартиру. Квартиру предложили в Гродно. Так я и стала гродненской актрисой. Я получила все – театр, квартиру, роли. Одна из первых ролей в Гродно – в спектакле "Блудный сын" Блауманиса. За лучшую женскую работу в этом спектакле я получила первую свою награду.
А через год я решила уйти из театра. Почему? Однажды мы ехали в Друскининкай с выездным спектаклем. В автобусе две актрисы всю дорогу рассказывали друг другу об оторвавшейся пуговице, которая закатилась под диван. Когда мы ехали домой, они снова говорили о пуговице. Наутро я подала заявление об уходе и пошла работать в Облсовпроф режиссером-инспектором по театрам и народным коллективам. Я сидела за столом перед горой папок и отчетов, листала какие-то бумаги и совершенно точно для себя определила – это не мое.
Возвращение
В Гродненском театре была премьера спектакля "Пучина", на которую должен был приехать Юрий Соломин. Он был известен на весь Союз после "Адьютанта его превосходительства". Заболела ведущая актриса, и меня попросили сыграть ее роль. Так я вернулась и работала с Юрием Мефодьевичем.
Все в жизни повторяется, и в дороге на выездном спектакле наши актрисы снова говорили о чем-то очень земном. Была ночь, в автобусе все спали, кроме меня и двух актрис, которые говорили о борще. А я едва сдерживала слезы от счастья: я имею честь находиться среди этих замечательных, этих необыкновенных людей, которые только что сыграли чужие жизни в спектакле и теперь могут себе позволить мило болтать о каких-то пустяках. Я была счастлива…
Я уходила из театра пять раз. Закрыв за собой дверь, с намерением никогда не возвращаться, сжигала за собой мосты. И каждый раз возвращалась. Наверное, это судьба. Мне пришлось выдержать показ в театре Янки Купалы, меня туда пригласил Раевский, и я все бросила, поехала в Минск и работала там год. А потом был русский Театр Советской армии во Львове. Я очень много там взяла для себя в профессиональном плане. И все же это было не мое. У нас театральная школа переживаний, а там – больше внимания яркому внешнему ряду. Я опять ушла из театра. В Дом моделей демонстратором моделей одежды – так три года было официально записано в моей трудовой книжке. Я ведь в Минске подрабатывала манекенщицей, еще когда училась. Вернулась в Гродно, когда вся страна разваливалась. Было страшное время, все было по карточкам. Я снова пошла на службу в театр.
Театр + Кино
Когда я училась, меня, как всех студентов, снимали в массовке. После окончания учебы сыграла роль в телеспектакле купаловского театра "Брама няўмiручасцi". Режиссер спектакля Раевский пригласил меня в актерский состав спектакля. Мы с театром были тогда на гастролях в Бресте, и за мной прислали вертолет. В первый съемочный день моей героине нужно было взять в руки белую крысу, я это навсегда запомню. Отношения не сложились не с кино, а с киношниками. Режиссеры-выпускники пригласили меня на главную роль в фильме-спектакле "Коломба". Уж не знаю, что они там о себе возомнили, был скандал, и я решила – ноги моей больше на киностудии не будет. И все же…Мы были в Харькове на гастролях, меня пригласили сняться в фильме "Одинокая женщина желает познакомиться", там у меня есть эпизод с Ириной Купченко. Интересно, что с ее мужем Василием Лановым, когда он приезжал в Гродно, я играла в спектакле "Три возраста Казановы".
Я считаю, что драматическому актеру нельзя себя рекламировать. Он не должен связываться с этой мишурой. Мир эстрады, шоу, оперетты работает на известность, там артисту это нужно, это связано с его профессией. А театр… Раньше не говорили "я работаю в театре", но "я служу в театре". Я, например, не могу сказать: ах, как я люблю свою работу, это такая радость, я выхожу на сцену и испытываю такой кайф! Ничего подобного. Это такая ужасная мука выходить на публику – для меня это каждый раз стресс. Независимо от количества прожитых на сцене лет.
Для меня нет несыгранных ролей, о которых бы я мечтала. Я получала роль и радовалась ей. Мой педагог Владимир Маланкин говорил, что актер должен бросаться на роль, как собака на кость. Я обожаю сам процесс, люблю это копание в материале. Но когда выхожу на зрителя, сразу определяю, что получилось, а что нет. Когда я играла Нору, поняла: в моей голове есть определенное место, куда входит в меня героиня. Я могу долго настраиваться, но когда иду на сцену за кулисами, сразу понимаю – сегодня ничего не получится. Никто ничего не заметит, но я-то знаю. Одна знаменитая женщина-исследователь из Института мозга сказала: "Я не понимаю, как актеры играют роли и как они выдерживают эту нагрузку". Оказывается, происходит какая-то жуткая штука – вдавливание одной личности в другую. Мне важен сам процесс, я в нем все понимаю, и мне не нужен шум по этому поводу. Я не люблю вопросы "Как это у вас получается?", неловко себя чувствую и не знаю, что мне отвечать. "Ой, спасибо вам, как вы хорошо играли!". А если я знаю, что нехорошо? Тогда я чувствую себя, как бабочка на булавке.
Профессия
Актерская профессия не имеет возраста. Режиссер Геннадий Мушперт предложил сыграть старушку, и мне интересно то, чего раньше еще не было.
Иногда не могу вспомнить автора пьесы, и даже имя героини, которую когда-то играла. А роль, текст роли – это совсем другое, профессиональное. Интересно, что когда спектакль снимается с репертуара, все тут же выходит из головы. Бывает, что из спектакля, который ты играла еще месяц назад, не можешь вспомнить ни слова. Дело не в плохой памяти, чужую жизнь просто так не сыграешь, надо не просто доставать из себя текст, но и все переживания, что с связаны с ролью.
Когда играешь с полной отдачей, во время спектакля можно запросто сбросить два килограмма веса. Энергия уходит, наверное, она имеет вес. Это бывает редко, но, когда зал становится моим, становится страшно. Я теперь уже точно знаю, что это у всех происходит – так редки такие мгновения единения с залом, ради которых актер работает. Зал мой, и я могу делать с ним, что хочу, но мне от этого жутко. Я понимаю – это противоречие. К нему стремишься, ждешь его, но оно пугает.
Зрители
В Гродно они особые. Это не просто комплимент за внимание, так думаю не только я, об этом говорят все профессионалы. Наверное, в гродненцах понимание театра заложено на генетическом уровне еще со времен Тизенгауза. Даже в самые трудные времена люди идут в театр. У Гродненского театра есть своя благодарная публика, очень профессиональная, очень чуткая. Театралы знают всех актеров и режиссеров, ждут премьер и приходят на спектакли по несколько раз.
Любовь
Все самые светлые воспоминания в моей жизни вовсе не связаны с какими-то событиями. Просто идешь по улице и понимаешь, что абсолютно счастлива. Это ощущение приходит так редко, но, слава Богу, что такое бывает… И еще: совершенно не представляю себе жизни без любви, я обязательно должна любить.
Покой
Сегодня я не буду бросаться на амбразуру, драться за что-то. А из любого события пытаюсь получить для себя минимум отрицательных эмоций. Если я чувствую, что это не мое, ни за что не буду играть. Главное, стараться не злиться, стараться делать с удовольствием. Понимать и прощать.
Подготовила Наталья МАКУШИНА |
|