Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Без голодовки - голодно

Когда пролетариату нечего терять, кроме своих цепей, он берется за булыжник. Такое было. Но сегодня - то ли культура не позволяет швыряться камнями, то ли терпение еще не лопнуло - рабочие осваивают иные формы протеста. В СП ООО "Альформа" дошли даже до угрозы забастовкой. В ночь с 31 августа на 1 сентября председатель Свободного профсоюза Ирина Байрашевская и ее заместитель Светлана Зенько были полны решимости начать голодовку под мозаичным панно, где центральную группу рабочих возглавляет женщина, прижимающая к груди своего ребенка. И только благодаря усилиям зам. мэра г.Гродно Валентины Лавцель и зам. руководителя администрации Ленинского района Александра Сивцова, включившихся в ночной диалог с "протестантками", голодовку профсоюзных лидеров удалось предотвратить; и утром того же дня разговор продолжился в мэрии. Об этом происшествии "Биржа информации" уже сообщала.

"Дядечка, дай денежку..."

На днях, поднимаясь по лестничной клетке, я наткнулся на сцену, которую сам не придумаешь. Женщина нажимает на кнопки звонков и быстро уходит вверх. Под кнопкой остается девчушка. И когда открывается дверь, она жалобно лопочет: "Дядечка, дай денежку... Дядечка, покорми..." Один дядечка дал денежку, другой - нет, а третья дверь и вовсе не открылась. Тогда девочка пошла вслед за матерью. И вновь - звонок: "Тетечка, дай денежку... Тетечка, накорми..."

Из рук СП ООО "Альформа" худо-бедно кормятся сотни гродненцев. Это совместное предприятие; в прессе его называли белорусско-голландским, но это не так. Десятки рабочих, профсоюзные лидеры, с которыми я беседовал в последние дни, сами убеждены в полуголландском происхождении креветочного производства. И лишь в офисе "Альформа" мне стало известно, что учредителями СП на сегодняшний день являются гродненская фирма "Альфа-100" и американская "Форматранс". Это подтвердили и в горисполкоме. Из властного источника стало известно, что американский учредитель внес положенные 20 тысяч долларов в уставный фонд предприятия, чего не скажешь о белорусском партнере (его доля - 10 тысяч долларов).

В офисе СП мне дали понять, что "Альфа-100" скорее субъект формально-юридический, и он нечто имеет от отходов креветочного производства. СП долгое время работало с голландской фирмой "Goldfish", поставлявшей в Гродно креветки; она же являлась собственником сырья и готового продукта. Затем "Золотая рыбка" вошла в крупнейшую европейскую фирму "Хайплуг" (Голландия). Она владелец и тех креветок, которые обрабатываются на предприятиях Марокко, Румынии, Болгарии и других стран. Качество продукта, отгружаемого в Гродно, считается высоким. Он потребляется в особых ресторанах, клиенты которых при выборе блюд с деньгами не считаются.

Можно заказать креветки и в гродненских ресторанах: в "Блюзе" одна порция стоит три миллиона рублей, в "Золотом теленке" - дешевле; их происхождением я не интересовался, только "Альформа" к этим поставкам официально непричастна, поскольку "ее" продукт уходит за границу - по 20 - 25 тонн в месяц. Это предприятие - не владелец, а переработчик давальческого сырья. Его работники могут лишь тайком поесть креветки - это их "привилегия", но заработная плата самих "креветок" такова, что им и третьесортная говядина малодоступна. Собственно, и "бабий бунт" - сначала в июле, а потом и в августе - свидетельство нищенского прозябания представителей наемного труда. В августе они с горем пополам дотянули до получки, но когда задержка с ее выдачей превысила 10 дней, гроздья женского гнева прорвались наружу, и тогда красивое и нежное, чем восхищаются мужчины, приобрело иные черты... Очевидцы "некрасивых" сцен это подтверждают. И если при выдаче денег возникает потребность в милиционере, то одно это говорит о многом... А между тем наш человек стожилен. Значит, допекло. Значит, действительно детей нечем кормить - хоть иди и на "кнопку" нажимай.

Отвратительная мера

И женщины нажали. Да так - и здесь не обошлось без прессы, - что забегали в столице. В офисе "Альформа" сказали, что сам премьер-министр Линг дал некое указание своим чиновникам. Во всяком случае дирекция СП была вынуждена отправить факс в Министерство иностранных дел, в данном случае выступающее как регистрирующий орган.

А в Гродненском горисполкоме оперативно созвали совет по трудовым и социальным спорам. И там пришли к выводу: отношение к трудовому коллективу со стороны администрации СП ООО "Альформа" издевательское, а перед собственником поставлен вопрос об освобождении от занимаемой должности директора СП и его заместителя.

Сколько в СП народу? Это калейдоскоп кадров с часто мелькающими лицами. Например, за июль здесь получали заработную плату 687 человек. И только в августе, по данным начальника отдела кадров Л. Овчинниковой, с работы уволены 130 человек и 42 приняты на работу. Июльские увольнения составили 110 "номеров", а в новые договорные отношения с нанимателем вступили 138 горожан. Кто заявил о готовности работать четыре часа в смену, кто - 6. И где-то 380 "номеров" обязаны трудиться по 8 часов в смену (цифра сентябрьская). Предприятие познало приливы и отливы: выдачу бананов и песни женщин, гневные реплики и грохот посуды, ударяемой по металлическим столам, за которыми трудятся обработчицы креветок. Говорят, что в ноябре-декабре прошлого года женщины могли приходить и к четырем часам утра, чтобы занять очередь на получение рабочего места. А нынешним летом не выдавали трудовые книжки, чтобы сдержать бегство рабочих с предприятия. Что произошло?

Весной администрация предприятия несколько раз, и весьма солидно, изменила расценки в пользу рабочих, но вскоре резко сбросила их. Это и усугубило ситуацию. В июне, по словам директора предприятия Александра Савостьянова, средняя заработная плата подскочила до 21 миллиона рублей (рабочие крепко сомневаются , хотя встречались и согласные с этой цифрой), а в июле упала до 15 миллионов; августовская зарплата ожидается в пределах 13 миллионов рублей. При этом надо иметь в виду, что средняя цифра, даже если она и не фальшива, то явно лукавит: многие женщины работают по 10 - 12 часов, а кто-то выдерживает и две смены кряду. Многие выходят на работу и в выходные дни - это вошло в систему.

Трудно разговаривать с очень обиженными женщинами, но мне хотелось кое в чем разобраться, и я задавал и не очень приятные вопросы. У кого-то даже сложилось впечатление, что журналист подкуплен директором. А ведь я мог, к примеру, только и сказать, что их директор получает всего-навсего 30 миллионов рублей, а президент Беларуси - самый бедный президент в мире. И вовсе не воспринималась информация о крупных потерях предприятия при продаже валюты по официальному курсу Нацбанка.

- Мы хотели улучшить репутацию "креветок", - говорит директор предприятия Александр Савостьянов. - Но слишком резко повысили расценки. Переговоры с партнером велись несколько месяцев. В июле резервы были исчерпаны, и мы отказались от новых расценок, к которым люди успели привыкнуть... Мера эта отвратительная и, надеюсь, временная. А пока наше предприятие нерентабельное. У нас 20 миллиардов рублей убытка... Я готов работать с профсоюзом и подписать трудовое соглашение. Только надо работать с администрацией, а не душить...

Савостьянову 22 года. Он стал директором СП "Альформа" год назад. Это студент-юрист стационара пятого курса Гродненского госуниверситета им. Я. Купалы. Я не счел нужным спрашивать, как это ему удалось возвыситься до директорского кресла белорусско-американского предприятия, а вот некоторые девчата слишком категоричны: Савостьянов, мол, фигура подставная; их деньги уходят в другие фирмы и т.д. Но при этом никаких фактов, одни только эмоции...

Кукиш из трех купюр

У Свободного профсоюза "креветок", насчитывающего более 200 членов, минимальный опыт работы с директором. Его лидеры только недавно узнали, где находится офис - их разделяет менее километра, помещение арендуется у прядильно-ниточного объединения. Профсоюз создавался в июле на волне стихийного протеста рабочих. Его оформлению содействовал член республиканского совета Свободного профсоюза Валерий Левоневский. Кое-кто упрекает его в амбициозности, в стремлении заработать политические очки на трудовых конфликтах и в прочих "грехах". Но ведь не официальные же профсоюзы посочувствовали и откликнулись на боль "креветок", и не их лидеры пришли поддержать Байрашевскую и Зенько, но опять-таки Левоневский со товарищи: член ревизионной комиссии Свободного профсоюза белорусского Владимир Совца, председатель контрольно-ревизионной комиссии Свободного профсоюза работников Гродненского производственного тонкосуконного объединения Владык Скорб, председатель Гродненского регионального отделения Белорусского Хельсинкского Комитета по защите прав человека Александр Антонюк. Эта моральная поддержка женщин накануне голодовки тем более ценна, что обработчицы креветок после второй смены разошлись по домам - все до единой... Кстати, креветки - это подотряд беспозвоночных животных отряда десятиногих ракообразных (декапод). А вот наши профсоюзы все еще беспозвоночные существа, настолько они робки и марионеточны в момент отстаивания законных интересов наемного труда. И это хорошо, что у Свободного профсоюза работников СП ООО "Альформа" наконец-то стали появляться первые позвонки...

Этот факт следует осмыслить. Бунт личности - это одно, а методическая работа в трудовом коллективе - это другое и более существенное. Да, это женский коллектив, здесь много и матерей-одиночек. Им надо спешить к детям, им не до борьбы за общие высокие цели. И нет резона их упрекать, если мужики - беззубые, если политические партии возятся в своем узком кругу, а рабочий человек и знает только, что где-то есть какие-то коммунисты и БНФ, а названия других партий даже в памяти не зафиксировались. Политики говорят о демократии, о президенте-деспоте, а вот о "демосе" - о народе забывают , не идут в народ. А нашему "демосу" покажи грош - он и проголосует за усатого "дядечку", который вовремя сунет "денежку" в руку, потянувшуюся за избирательным бюллетенем.

За двумя женщинами, решившими "голодовать" (это их выражение), надо видеть обнищавшую массу белорусов. Вот приходит к "креветкам" учительница, чтобы отдать четыре часа труду примитивному и отупляющему, вредному (за два дня я насмотрелся женских ручек с разъеденной кожей). Ради 4 миллионов рублей, которые она заработает в СП в течение месяца. В школе ей доверили детские души, а здесь она ломает, как спички, трупы креветок, потому что наш учитель - бедняк. И приходит подрабатывать женщина-инженер. А вслед за ней и оператор ЭВМ или слесарь КИПиА, или особа, владеющая двумя иностранными языками. А за стеной работает мастер - мужчина, который изо дня в день ремонтирует телевизоры, радиоприемники, магнитофоны 20 наименований; в июле ему начислили 15 миллионов рублей. Три купюры по 5 миллионов каждая - очередная фигура из трех пальцев великого интегратора. И "демос" слушает его байки. И ему не часто напоминают, что Европа после второй мировой войны восстала из пепла быстрее, чем затрачено времени на причитания о развале СССР. А между тем уже не одиночки, а весь народ подходит к той "кнопке", под которой клянчат: "Дядечка, дай денежку... Дядечка, покорми..." А достойней не клянчить, а взломать дверь, за которой прячется тот, которого едва ли не вся Европа не признает...

Вадим ЖУРАВЛЕВ

Назад