Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

100 телефонных звонков гродненцам

Не хлебом единым ...

26 января исполнилось десять лет с момента, когда Верховный Совет 11-го созыва принял Закон "Аб мовах у Беларускай ССР". В статье 2-ой Закона белорусский язык объявлялся в республике единым государственным. Гарантировалось также право свободного пользования русским языком как языком межнационального общения. 20 сентября того же года Совет Министров утвердил государственную программу развития белорусского языка и других национальных языков, согласно которой в течение 10 лет (как раз вчера) все государственные учреждения, предприятия и заведения должны были перейти на белорусский язык.

Программа начала работать. Но процесс возрождения белорусского языка был прерван итогами референдума 1995 года, инициированного президентом. Вероятно, ему показалось странным, что родной язык белорусов стал возвращаться на свое законное место. Белорусскоязычных граждан начали именовать националистами, а глава государства публично коверкал белорусские слова, пытаясь показать их "несостоятельность", но явно демонстрируя свою. И если в 1995 году в школах нашего города в белорусских классах училось 29,4 процента школьников, то в текущем учебном году в первый класс с белорусским языком обучения со всего города пришло только… 15 человек. Красноречивый факт. Однако, как показали результаты последней переписи населения - 72,6 процентов жителей нашей области назвали родным языком белорусский и 53,6 процента подтвердили, что дома они разговаривают на родном языке. Такое положение дел явно противоречит результатам референдума 1995 года и даже заставляет усомниться в подлинности. Поэтому в канун 10-летия принятия Закона "Аб мовах у Беларускай ССР" БИ решила поинтересоваться у вас, уважаемые гродненцы:

"В Республике Беларусь должен быть государственным - белорусский язык или два языка - белорусский и русский?"

Воистину! Ни хлебом единым живет человек. Не взирая на трудные времена, наш вопрос не показался гродненцам "потусторонним" или лишним. Более того, каждый из респондентов пытался подробно объяснить свою позицию. А мы, как всегда, слушали с большим интересом.

68,2% граждан считают, что в Республике Беларусь должен быть один государственный язык - белорусский.

"Во всем мире каждый народ имеет свой язык и везде он государственный, - объясняла пожилая женщина. - А то смешно даже, когда на Славянском базаре все артисты из-за рубежа поют на родном языке, а как только белорусы выступают, то почему-то по-русски". Мы усложнили вопрос, аргументируя тем, что очень многие не знают языка, и им придется трудно… "Не правда, что наш народ не знает своего языка, мы ничем не хуже других народов, даже обидно слышать", - возражали нам. Мужчина средних лет был более категоричен: "Знаем - не знаем… Выучим! Делают из белорусов каких-то безграмотных". Одна респондентка, услышав о "сложностях", поведала чуть ли не половину истории своей жизни - о том, как она училась в белорусской школе, как потом, ни у кого не спрашивая согласия, школу сделали русской, как смеялись над теми, кто продолжал отвечать математику по-белорусски. Это был трогательный рассказ о судьбе одного человека, в которой отразилась проблема целого поколения. Но его представители, то есть люди среднего и зрелого возраста, говорили: "Мы сами не выбирали язык, так нас научили. Но теперь и нам стало понятно, что дети наши с детского садика должны учиться на белорусском, потом в белорусских школах и ВУЗах. Конечно, пройдет время, но настоящим народом быстро не становятся". Или: "Люди просто привыкли к русскому языку, а вот мой внук учит, и русский, и белорусский, и английский, и немецкий. Но государственным языком в Беларуси должен быть только белорусский язык".

В нашей области проживают представители 87 национальностей, и наши звонки попадали ко многим из них: "Я не белоруска и не русская. Работая недалеко от Гродно, общалась с местными людьми и на белорусском, и на польском, и на литовском. Белорусский язык очень люблю. А вот, когда ездила отдыхать на курорт, то русские люди говорили мне, что мой язык, на котором я с ними общалась, вовсе не русский, принимали меня за жительницу Прибалтики". Одна респондентка, видимо, человек достаточно занятый, в своем немногословном ответе подчеркнула, что она по национальности русская, но: "Белорусский - должен быть один государственным, поскольку страна - Беларусь". Приблизительно такой же ответ мы получили от юной польки, от школьников средних и старших классов. Постепенно мы начали ощущать, сколь абсурдно устроена наша страна - ни один народ в Европе не имеет подобной проблемы, что и подтвердил слегка суровый голос немолодого мужчины: "Только белорусский. И почему я это должен обосновывать? Я белорус, и мне так удобнее…"

22,8 процента опрошенных считают, что у нас нормальная языковая ситуация и таковой она должна оставаться.

"Я белоруска, но считаю, что государственным должен быть русский язык". Было и такое обоснование двуязычия: "Ни одна европейская книга не переводится на белорусский язык, а, значит, не будет научной литературы. Более того, мы развиваем туризм, а иностранцы понимают только по-русски". Вспоминали союзный договор: "поскольку наши страны объединяются, то пусть будут два языка". Беспокоились за детей: "Мои предки разговаривали на мешаном языке, сама я белоруска, а девочке моей в садике было тяжело учить белорусский язык".

Мы очень благодарны гродненцам за то, что они с участием и пониманием отнеслись к предложенной теме. Не знаю, читают ли нашу газету люди из "коридоров власти", но наш маленький опрос и большая перепись говорят о том, что к этой проблеме рано или поздно придется вернуться.

И только 9,1 процента опрошенных граждан не знают ответа на поставленный вопрос: "Я в этом не разбираюсь, пусть будет так, как вы считаете…", - ответил явно уставший голос.

Шаноўныя гродзенцы, мы пачалі праводзіць наша традыцыйнае апытанне на рускай мове, але ў працэсе шмат з кім з рэспандэнтаў размаўлялі на роднай мове, паколькі людзі самі адказвалі на ёй. Паверце, нам было вельмі прыемна. Дзякуй вам. Спадзяёмся, што разам, дарагія гродзенцы, мы шмат зробім для адраджэння нашай мовы і культуры і ўрэшце рэшт усё стане на сваё мейсца. І перш за ўсё таму, што вы самі гэтага жадаеце.

МИК

Назад