Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Пристрастные заметки

Человек в футляре

Заявления первых государственных лиц, в том числе и А.Лукашенко, о создании второго национального телевизионного канала свидетельствуют о том, что такой проект готовится и, возможно, будет "запущен". До последнего времени все сводилось к уровню слухов, которым трудно было поверить, поскольку первый и единственный национальный телеканал оставляет обширнейшее поле для творческого совершенствования и вложения бюджетных денег.

Клонирование

Трудно поверить и сейчас, что нынешняя Беларусь в состоянии потянуть и материально и, простите, умственно 18 дополнительных часов телеэфира. Значит, произойдет акция клонирования. И новый канал, как овечка Долли, будет в точности повторять свой прототип. И, скорее всего, также быстро состариться и умрет, как бедняжка Долли, выполнив свои основные функции - пропаганду "памяркоўнага беларускага менталітэту", агитацию за выборы Лукашенко в 2001 году и "документальные свидетельства" против злостной оппозиции (если таковая сама по себе не исчезнет).

Предполагать, что с появлением нового телеканала изменится стиль подачи информации - значит, глубоко и наивно заблуждаться в происходящем. Напротив. Нынешний очень высокий рейтинг Лукашенко (до 48%) - наполовину продукт официальных СМИ, и в огромной степени именно телевидения. Допусти сейчас "в ящик" даже самых безобидных оппонентов, рейтинг рухнет, как карточный домик. Александр Григорьевич достаточно хороший стратег, и я не сомневаюсь, как внимательно он следит за работой российских СМИ, которые стараниями одного Доренко превратили Примакова из политического деятеля в умирающего старца, а хозяина Москвы в прохвоста и преступника... Не думает он также, что для абсолютной победы на президентских выборах следующего года рейтинг в неполные 50% достаточен. Значит, нужен еще один рупор, или точнее - дудка. Могу поручиться, что этот канал будет отдан под передачи, типа "Парламентский час (день, сутки)", "Будни президента", "Вертикаль на местах", "СНГ- дела и заботы", "Союз Беларуси и России - чаяния и надежды", "На страже рубежей" (это что-нибудь про армию, милицию, ОМОН, КГБ), а также развлекательно-познавательные вкрапления псевдофольклора.

Почему, собственно, это должно нас всех волновать? Во-первых, телевидение - это очень дорогая игрушка, и если до сих пор у нас в стране есть чудаки, которые думают, что государство отделено от народа и платит из своего кармана, то пусть их не удивляют новые налоги или повышение цен на все подряд. Оплатить эту игрушку должны будем мы с вами. Во-вторых, сейчас мы платим за один информационный обман, а в перспективе придется платить за два... обмана. Клон не бывает антагонистичен прототипу. Фабриковать же передачи, угодные существующему режиму, научились у нас давно, причем, не заботясь даже об уровне - зритель глотает и так, не давится.

Фабрика грез

Одну из последних таких грез, предложенных телеэфиром после событий 17-го октября (и предлагаемых регулярно до сих пор) можно условно назвать - "единицы хулиганов-оппозиционеров разгромили столицу и избили всю милицию". Нелепица, но проглочена зрителем без последствий для мозгового пищеварения. И сейчас в общественном транспорте я слышу от милых старушек пересказ сюжета о бедных избитых детях в форме.

Однако недавно произошла сенсация, на мой взгляд, покруче "пришествия" экс-банкира. Это - письмо старшего инспектора группы обеспечения Главного управления кадров МВД, старшего лейтенанта милиции Олега Батурина "Господа офицеры, хватит быть рабами!", опубликованное в газете "Народная воля". Вот выдержки из него: "Не могу спокойно читать про то, что произошло во время акции "Марш свободы"... Я все видел глазами демонстрантов, но в кармане у меня лежало удостоверение старшего лейтенанта милиции. Моей задачей было все фиксировать и запоминать, кроме того, после шествия задерживать наиболее активных участников акции и тех, кого мне прикажут задержать. Но основная задача была - провоцировать столкновения, выкрикивать оскорбительные лозунги и направлять движение людей туда, куда было надо милиции. К сожалению, среди тех, кто кидал камни, была и просто отчаявшаяся молодежь, но все их действия были спровоцированы и заранее подготовлены. Толпу специально направляли к месту столкновения, где заранее были сложены камни, к тому месту, где ее взяли в "коробочку" ОМОН и внутренние войска. Все наши действия были оговорены на инструктаже в Главном управлении кадров МВД, первым заместителем Л.М.Рябцевым и его замом В.А.Михайловским. Было также и "промывание мозгов", мол, те, кто соберутся, это мразь и отребье, которое надо раздавить, так как они мешают нашему "любимому президенту". Проэтому не надо бояться кого-то ударить или избить, с нами - закон и порядок, поэтому не бойтесь... Я знаю, что мне будет за такое письмо. Но я устал служить незаконному президенту... Устал быть участником преступления, когда убиты (к сожалению, шансов на то, что они живы, очень мало) Гончар, Захаренко и Карпенко. А мы все, когда молчим, - участники... Когда детей сажают за надпись на заборе, когда лидеры оппозиции, уважаемые во всем мире люди, - сидят на Володарке, на Окрестино... или вынуждены скрываться за границей... Когда против сотен демонстрантов (лучших людей моей Родины) состряпаны административные протоколы, а против некоторых еще и уголовные дела... Хочу обратиться к белорусском народу не прячась за псевдонимом. Друзья, знайте - в милиции есть тысячи порядочных людей, которым надоело быть быдлом... Только у них, как и у вас, семьи, любимые, дети и какая-никакая, а работа. Я говорил со многими милиционерами. Подавляющая часть ненавидит режим не меньше вас... Господа офицеры, хватит врать самим себе и каждый день топить совесть в водке! Когда милиция будет со своим народом, режим погибнет! Хватит быть рабами!"

Однако "Народная воля" - это тираж в 55000 экземпляров. Аудитория ТВ - 10 млн. зрителей. Вы только представьте на минуту, что вдруг на телеэкране появляется милиционер Батурин и объясняет про заранее сложенные камни. (И в самом деле, кто-нибудь из вас пытался выковырять камень из брусчатки или отодрать от бордюра? Попробуйте на досуге.) Появляется и объясняет про мразь и отребье. И зритель начинает думать, соображать, сравнивать. И пелена на глазах становится тоньше. Из-за одного выступления лейтенанта милиции... Для власти это недопустимо, потому что смертельно. А что касается смелого лейтенанта Батурина, то, как и следовало ожидать, в покое его не оставили. Так, родному брату лейтенанта Михаилу Батурину после опубликования письма угрожали двое и заставляли написать заявление, что Олег является психически больным. А белорусский Хельсинский комитет обратился к министру внутренних дел и Генеральному прокурору страны с требованием обеспечить безопасность обоих Батуриных.

И это, надо думать, начало событий вокруг лейтенанта.

Диагноз

Складывается прелюбопытнейшее впечатление. Никоим образом ситуацию в Беларуси нельзя сравнивать ни с 1937-1939 годами, когда шло массовое исчезновение и уничтожение людей, ни с 1970-ми годами, когда столь же массово в СССР развился "диссидентский" психоз. Идет как бы апробация уже известных методов борьбы против народа и за сохранение автократического режима. Можно предположить, что "дело лейтенанта Батурина" положит начало новому стилю взаимоотношений с несогласной частью населения. Все-таки объявить (да и сделать тоже) больным проще и безопаснее, чем посадить или уничтожить. А при том, что таких лейтенантов у нас много лишь на кухнях за дружеской бутылочкой, и практически нет в общественной жизни, то действительно легко его поступок списать на душевное недомогание. И привлечь к этому тяжелую артиллерию государственных СМИ во главе с голубым экраном. В качестве личного подарка гипотетическому каналу №2 могу предложить передачу с участием ведущих психиатров и психотерапевтов страны под названием "Дети лейтенанта Батурина", где любой поступок гражданского несогласия с властью будет вполне аргументировано объясняться, как временное помешательство.

Люди, охваченные официальной пропагандой, стали походить на чеховского человека в футляре с вполне подходящим для нашего времени девизом "Как бы чего не вышло". Но в этом футляре есть маленькие дырочки для дыхания, проверченные отнюдь не извне, а нами самими, нашим подсознательным и естественным, но робким пока стремлением к свободе.

Елена РАВБЕЦКАЯ

Назад