Группу Сергей собрал в феврале 1990 года для выступления на фестивале "Тры колеры". Всего в группе, которой в строгом смысле и не существовало вовсе, работали с "плавающим графиком" человек двадцать. Увидеть большую часть из них вместе можно было только на редких выступлениях.
Необычное название коллектива связанно с бессмертным творением Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" (помните, горе-поэта Никифора Ляписа-Трубецкого и его "Гаврилиаду"?). Один из друзей группы, послушав тексты, нашел в них что-то общее с несуразицей рифмоплетства героя Ильфа и Петрова.
Настоящим становлением группы можно считать 1994 год, отмеченный знакомством с будущим директором коллектива Евгением Колмыковым. Он увидел "Ляписа Трубецкого" на концерте в театрально-художественном институте. Живьем команда воспринималась куда лучше, чем на шипящих демо-кассетах. Тогда-то Колмыков впервые предложил группе гонорар за сольное выступление на пивном шоу в кафе "Время". Далее история развивалась стремительно: совместный проект с театром "Бамбуки", автобусный тур "Next Stop New Life", фестиваль "КГ. Сердитый праздник"….и, наконец, студия "Союз". Группа записала альбом "Ты кинула" и в 1997 году заняла выжидательную позицию, поскольку за выпуск пластинки хотели взяться сразу несколько компаний. В итоге студия "Союз" занялась ею сама. Альбом вышел в 1998 году и имел успех, чему немало способствовали три ударных клипа: "Ты кинула", "Ау" и "В платье белом". В итоге группа попала в тройку самых продаваемых команд вместе с "Машей и медведями" и "Стрелками". Немного позже вышел сборник архивных записей, и хитом этого альбома стала кавер-версия "Зеленоглазое такси", записанная еще в 1996 году для "Ранетого сердца". Но кроме всех "прелестей" работы со студией "Союз" появились и недочеты, если их можно так назвать. Дело в том, что после подписания контракта в распоряжение студии перешли все фонограммы группы, чем студия и решила воспользоваться, записав по собственной инициативе альбом ремиксов "Ляпис-дэнс".
Дискография
"Любови канец!" - Live`95 (1995, студия Satis, MC)
"Ранетое сердце" (1996, "Ляпис Трубецкой", МС)
"Концертная программа "Смяротнае вяселле" (1997, "Ляпис Трубецкой", МС)
"Ты кинула" (1998, студия "Союз", МС, CD)
"Любови капец" (1998, студия "Союз", МС, CD)
"Ляпис-дэнс" (1998, студия "Союз", МС, CD) - альбом ремиксов, к созданию которого группа "Ляпис Трубецкой" не имела отношения.
"Красота" (1999, студия "Союз", МС, CD)
«Лампочки мигают, музыка звучит, нас с тобою, зритель, никто не разлучит…»
12 декабря 1999 года коллектив впервые выехал далеко за границы родной республики, выступив в лондонском клубе "Аквариум". Участники группы обещают, что этим "вторжение" не ограничатся.
12 февраля в нашем городе был дан единичный концерт группой "Ляпис Трубецкой", который прошел "на ура!" в городском Доме Офицеров. На разогрев публики вышла местная достопримечательность - группа "Воображаемые люди", исполнившая, на мой взгляд, лучшие свои композиции: "Танцы с волками", "Фанки", жизнеутверждающую "Мы никогда не умрем". Но вот в синей рубахе в горохи вышел виновник аншлага - Сергей Михалок. Исполнение песен перемежалось стишками типа:
Мы исполним вам сейчас песни
В стиле техно-сексо-джаз,
Если песни хороши,
то похлопай от души.
Если песенки "гаўно",
то похлопай все равно.
Звучали любимые всеми "Ау", "Когда яблони в цвету", "Метелица", обновленная песня "Зеленоглазое такси", "Крошка моя" группы "Руки вверх" и другие. На гневную записку из зала Михалок ответил: "Не все поклонники группы "Руки вверх" могут попасть на их концерт…И вообще, ворованному коню в рот не смотрят".
К последней песне (о том, что она последняя никто не знал) публика подпевала, танцевала и входила в экстаз. Жаль, что концерт резко оборвался, и "на бис" ребята не вышли… Может, им что-то не понравилось?!…
По окончании концерта Павел Булатников и Сергей Михалок согласились побеседовать с журналистами. Т.к. доблестными охранниками широкие массы общественности не были допущены к кумирам за автографами, поэтому публикуем то, что мы получили для нашего издания и ответы на пресс-конференциии.
- Ровно 10 лет назад, в феврале 90-го года был создан ваш коллектив для выступления на фестивале "Тры колеры": можно ли считать приезд в Гродно мероприятием, посвященным Дню рождения группы?
Сергей: Можно так сказать, если кому-то это важно…
Павел: Специально это мероприятие не готовилось. А по поводу того, что мы приехали к вам в Гродно, хочу отметить: нам приятно выступать в родной республике, нам приятно оттого, что нас тут любят.
Сергей: Все правильно. Ну, а дни рождения мы отмечаем свои личные, своих детей, мам, пап, бабушек, а это достаточно пафосное мероприятие: отмечать день рождения группы, в общем-то, мы ничего не планировали…
Перебивая друг друга:
- Почему-то такое ощущение, когда ты смотришь "Машину времени"…
- Группа - женского рода, а там, как известно, не принято спрашивать о возрасте…
- …Да.
- Нам не интересно: 25 лет, 15 лет…
- Пахнет каким-то нафталином, думаешь: "Ну, все уже…"
- Ну, что это за праздник, какая разница, когда мы вышли в первый раз.
- Но все равно, я вас поздравляю. Расскажите подробней об истории возникновения названия.
Сергей: Трудно сказать, мы никогда не вели планового хозяйства, так, например, как на российской эстраде, где все ведется планово, одни АРС, другие где-то еще, все друг друга лелеют, перепевают, выступают; есть такое и у нас в Беларуси: кто-то особняком держится возле коллектива, не хочется называть какого… Может, это нормально, может, нет. Мы сами по себе выступали, поэтому никогда ничего не планировали. Название "Ляпис Трубецкой" тоже возникло как-то само.
Павел: Просто начальное творчество "Ляписа Трубецкого" было похоже на творчество поэта Никифора Ляписа-Трубецкого.
Сергей: Мы теперь культивируем его. Нам нравится, когда нам задают вопросы типа: "Почему же так примитивно?" Мы вообще считаем Никифора, как поэта, сродни абериутам.
Павел: Это буртуально.
Сергей: Да, бур…бру…буртуально…
- Вы выходили в начале своей деятельности босиком и с аккордеоном. Можете вы теперь что-нибудь такое сделать, или контролируете себя?
Сергей: Если говорить об эпатаже, то мы сейчас видим очень много коллективов, которые только тем и занимаются, что эпатируют. В свое время у нас было не очень много веселых групп и тогда было интересно так себя вести. Все старались выступать в штанах с бахромой, в ботинках, как у Джонни Уокера, в куртке с "лапшой" на рукавах. Тогда момент эпатажа был актуален. А сейчас все босиком, Агутин выступает со своей женой, кто-то голый выступает, в общем, не надо эпатировать, хватает, как бы это сказать, педерастов на сцене, я имею в виду гомосексуалистов и тому подобное…. появились беззубые, скоро пойдут безухие, без рук, без ног. Мы считаем, что эпатировать внешним видом - лишнее, мы и так выглядим глупо. Так что сейчас выходим обутые, да и сцена здесь, я вижу, не никелированная, так что можно занозу получить.
- Я читала, что одновременно раскрутиться и у нас, и на западе, т.е. в Англии могла только Алсу, вы понимаете к чему я клоню - к вашей поездке. Если я не ошибаюсь, вас приглашал клуб "Аквариум", мне интересно, что у вас там происходило, и в связи с этим вопрос: не возникало ли у вас такое желание, быть может, вы его и осуществили - исполнить в Англии, где впервые прозвучала рок-опера, свою рок-оперу "Покоренный космос"?
Сергей: Да, была такая опера.
Павел: Расскажи правду. Нас здорово приняли там, принял белорусский посол, мы не ожидали такого к себе отношения, во-вторых, основная масса публики - русскоязычная, а их там достаточно много, вот и прошло наше выступление достаточно успешно.
Сергей: Как-то смешно "покорять" Лондон или другой город. Что Алсу, что еще кто-то, я не знаю… Нет, ну, дай Бог, мы будем за них очень сильно болеть, помогать, а мы к этому относимся совершенно спокойно, мы знали, куда мы едем, мы не хотим тут рассказывать: "да, Лондон валялся у нас в ногах…" Понятно, что мы ездили туда для русскоязычной диаспоры, там было лишь несколько охранников негров.
Павел: Да, никого мы там не удивили, и супер-дупер звездами мирового масштаба не стали.
- Вы относите себя к национальной культуре, если да, то почему у вас нет песен на белорусском языке?
Сергей: …Мы не считаем язык камнем преткновения. Понятно, что культура до такой степени разносторонняя и эклектичная, что мне об этом, например, смешно говорить. Допустим, "Песняры" с их прекрасными "Вологдой" и "За полчаса до весны", которые они поют по-русски, - это не часть белорусской культуры? Мы поем то, что у нас лучше получается. Паша родился в России, и я там родился, я этого не скрываю, мы просто живем в этой стране, и мы считаем себя патриотами, потому что мы никогда не скрывали кто мы, что мы, где мы живем, у нас живут в Минске мамы, папы, дети…
Павел: В каждом интервью мы настаиваем на том, что мы - белорусская группа.
Сергей: Может, в Беларуси этот говор понятен всем, но, когда мы выезжаем за пределы республики, все сразу понимают, что мы не русские, поэтому мы считаем, конечно, что мы - часть белорусской культуры.
- Почему тогда в вашем репертуаре нет белорусских песен?
Павел: Мы не столь хорошо владеем языком, чтобы позволить себе стеб по-белорусски…
- Расскажите, как родился ваш проект с "Аварией"?
Сергей: Это незаконный ребенок.
Павел: Подожди, сейчас объясню. Когда был подписан контракт со студией "Союз"…
Сергей: Который, к счастью, порван: к десятилетию подарок себе сделали.
Павел: И эта студия имела права на наши фонограммы, она привела к этому процессу группу "Авария", совместно со студией они, без нашего участия, создали проект "Ляпис-дэнс".
Сергей: Вы не подумайте, что мы отвергаем полностью поп-культуру в ее электронно-танцевальном проявлении, мы достаточно хорошо относимся к этому, но, если брать такое искусство, как изготовление танцевальных ремиксов, то нам нравятся другие направления, т.е. понятно, что мы бы позвали других людей.
Павел: Если бы делали ремиксы мы, то сделали бы их по-другому.
- А какая студия теперь будет заниматься выпуском нового альбома?
Павел: Пока это… промолчим, давай.
Разбиралась с Ляписом Оля БУЕВИЧ