Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Выборы

Официальный Минск готов откупиться от Европы Избирательным кодексом

Итак, Александр Лукашенко подписал Избирательный кодекс. До самого последнего момента у политической оппозиции теплились надежды, что он внесет в этот документ существенные поправки, которые сделают главный избирательный закон более демократичным. Намеки на такой поворот событий периодически раздавались из различных властных структур. Более того, утверждают, что некоторые советники Лукашенко рекомендовали ему поступить именно так. Ведь непризнание итогов парламентских выборов международной общественностью, а к этому почти наверняка идет дело на нынешнем этапе, влечет за собой весьма серьезные последствия для страны. И не понимать этого в коридорах власти просто не могут.

Естественно, возникает вопрос, почему реальный глава белорусского государства идет наперекор, казалось бы, логике и здравому смыслу? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к трем главным факторам, в той или иной степени влияющим на ситуацию в Беларуси.

Оппозиция

Лукашенко не видит в ней реальной политической силы, а потому и в грош не ставит. Вот и на коллегии МИД он сказал о том, что "переговоры ведут с равносильным партнером…". Лукашенко своих политических противников таковыми не считает. Отсюда и пренебрежение, и даже умышленное манкирование оппозицией: "Меня заставляют моими же руками создать себе оппозицию".

И реальный глава государства по-своему прав. Любые его переговоры с оппозицией подрывают его авторитет и силу в глазах электората и, наоборот, увеличивают вес оппозиции.

Противникам Лукашенко посадить его за "круглый стол" не удается. Не хватает сил. И потому остается лишь: а) апеллировать к международной общественности; б) готовить новые массовые акции по образцу "Марша свободы"; в) крепко держать монолитность своих рядов.

На последнее обстоятельство хочу обратить особое внимание. Как бы ни хорохорился Лукашенко, чтобы он ни говорил, но вообще не считаться с оппозицией он не может.

Да, его оппоненты слабы, да, они совершают ошибки, но когда они все вместе, то на растущем протестном фоне представляют определенную силу и даже угрозу. Поэтому, делая на людях хорошую мину, самые высокие официальные чины за кулисами заняты проблемой раскола оппозиции, объединившейся в Координационном совете оппозиционных политических партий. Для властей, мне думается, сегодня не столь важно, будет или не будет оппозиция участвовать в парламентских выборах. Главное, чтобы она не выступила сплоченной массой, чтобы одни партии выдвинули своих кандидатов в округах, другие же категорически от выборов отказались.

Для этой цели, как свидетельствует исторический опыт, лучше всего подходит классическая политика кнута и пряника. Кого-то можно купить буквально - деньгами, кому-то можно пообещать статус наибольшего благоприятствования в его избирательном округе, кого-то - припугнуть компроматом.

Закулисные переговоры уже ведутся. В неофициальных разговорах даже называются конкретные фамилии и суммы, которые предлагаются за нужное властям решение. Есть и такой пряник - фиксированная доля мест (естественно, плюс-минус одно-два) в Палате представителей. Соблазн, понятно, велик. А участие даже одной-двух оппозиционных партий в парламентских выборах делает бойкот их бессмысленным.

Подобный подход предопределяет и ответную тактику политической оппозиции. Для нее, как мне думается, проблема участия или неучастия в выборах также отходит на второй план, а на первый выходит проблема единства. В конце концов, для властей куда опаснее, если их оппоненты выступят единым фронтом, а куда они пойдут - к урнам или мимо них - это уже вторично.

Россия

Всем понятно, от позиции Кремля по белорусскому вопросу зависит если не все, то очень многое. Именно Москва, имея различные рычаги самого реального воздействия, может диктовать официальному Минску те или иные правила поведения. В том числе и касательно организации выборов, хотя бы более-менее соответствующих международным стандартам.

Лукашенко это прекрасно понимает. И, похоже, именно поэтому выбрал для подписания Избирательного кодекса очень удачное для себя время.

В самом деле, что остается его оппонентам? Апеллировать к Владимиру Путину попросту не имеет смысла. У него и без того дел невпроворот - президентская кампания, Чечня, финансы… Одергивать Лукашенко, зная его строптивый характер, российскому лидеру сегодня абсолютно не с руки. Всем ясно - интеграционная карта даст неплохую прибавку голосов в президентской гонке. И пренебрегать этим фактором, по крайней мере до избрания президентом, такой прагматик как Владимир Путин ни в коем случае не будет. Наоборот, Москва демонстрирует нарастание контактов на высоких уровнях. Вот Лукашенко и ловит момент, ибо кто знает, что будет завтра.

Международное сообщество

Конечно, там понимают недемократичность и нелегитимность многих процессов, происходящих в Беларуси. Однако до нынешнего времени ведущие организации (ОБСЕ, Совет Европы, Европарламент и другие) так и не создали программы совместных действий по отношению к Беларуси. Этим Лукашенко неплохо пользуется. "Пороговым" для него, безусловно, стал стамбульский саммит. Когда там он увидел, что первоначально (на стадии подготовки документа) жесткие формулировки параграфа по Беларуси в итоговой декларации с помощью разных сил, прежде всего России, удалось значительно смягчить, Лукашенко сразу осмелел.

Расчет делается на то, что международное сообщество все-таки устало возиться с непонятным государством в самом центре Европы. Надоели жалобы, упреки, обещания, обращения, заявления… Хочется разрубить этот узел как можно быстрее. А самый простой метод для этого - проведение выборов. Если они пройдут в достаточной мере справедливо и демократично, то все проблемы отпадут сами по себе.

Но и здесь Минск традиционно хитрит, предпринимая психологическую атаку на международное сообщество. На заседании коллегии Министерства иностранных дел Александр Лукашенко представил дело так, будто рамки мандата консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Беларуси ограничены лишь помощью в разработке Избирательного кодекса. Данная задача, подчеркнул Лукашенко, уже выполнена, ибо новый кодекс, если сравнивать с прежним избирательным законодательством, "в несколько раз более демократичный". Тем самым инициаторов переговорного процесса не пускают дальше Избирательного кодекса, что явно противоречит обязательствам, взятым на себя официальным Минском и закрепленным в документах Парламентской ассамблеи ОБСЕ (Санкт-Петербург, июль 1999 года) и саммита глав государств ОБСЕ (Стамбул, ноябрь 1999 года).

Официальные власти, похоже, делают вид, что хлопают дверью, и одновременно дают понять - если Европа предпочтет малое (Избирательный кодекс) ничему, то Минск на это согласен.

Владимир ГЛОД

Назад