Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Гродно - портовый город?

Гродно рос как город, построенный на перекрестке водных путей. Еще скандинавские князья из Балтийского моря плыли в гости к князьям киевским, повторяя знаменитый путь из варяг в греки: вверх по Неману, волоком до Припяти. А там дальше - Киев, Черное море, Турция. Когда царь Петр I строил свой флот и нуждался в дереве, из Беларуси пробовали везти лес, а обратно - соль. На плотах переправляли из России пеньку, деготь, сало и водку.

Когда Гродно вошел в состав Речи Посполитой, и водные пути начали расширять, построили каналы - Августовский, Огинский, Днепро-Бугский. Они замкнули реки в единую сеть, а польские бронекатера смогли доходить от Варшавы по Висле до самого Мозыря. В 39-м году Западная Беларусь стала двумя областями БССР, а от Августовского канала нам осталось 18 км пути до границы. Потом - война, а после нее Пристань Гродно (так раньше назывался речной порт) начали интенсивно восстанавливать.

Что с нашим портом происходит сейчас? Большинство гродненцев (как, впрочем, и я до недавнего времени) имеет о нем весьма смутное представление: прогулочный теплоходик "Ольга Соломова" да несколько зданий на берегу, на которые мало кто обращает внимание. И никто не знает, что порт - практически единственная организация, которая занимается очисткой Немана. В прошлом году его работники очищали водозабор комбината "Химволокно"от ила и вывезли целых 10 тысяч тонн дурнопахнущей жижи. Кроме этого, судами создается движение в реке, что способствует хоть какой-то переработке отходов наших химических предприятий.

Но главная функция порта, конечно, транспортная. Правда, только в пределах нашей страны: еще во времена СССР литовцы построили на реке Неман Каунасскую гидроэлектростанцию. И не сделали в ней шлюзов в нарушение проекта. Так что, путь к Балтике оказался закрыт. И теперь угорь, который раньше шел на нерест до Гродно, доходит только до ГЭС. Сейчас гродненские суда перевозят в год 20000 человек, как во времена застоя, да грузы, в основном - песок, из которого преимущественно и построен наш город. В 1977 году перевезли огромные колонны синтеза для АЗОТа. Ни одни работы на воде не могут обойтись без участия порта - от постройки мостов и благоустройства берегов до очистки русла и укладки газопровода под водой. Только вот проводится их не так много, как хотелось бы. По словам начальника порта Валерия Владимировича Капитанова, со времени перестройки никто не хочет вкладывать деньги в предприятия, не приносящие мгновенный доход, в капитальное строительство. А специфика речного транспорта в том, что фонды стоят больших денег, а окупаются долго. И государство, как обычно, финансирует только на 50%. Пока промышленность не наберет обороты, транспорт развиваться не будет.

Новые суда не поступали давно. Той же "Ольге Соломовой" - уже 40 лет. Порт проводит средний ремонт судов, но на самом деле - капитальный. После него они могут ходить еще 20-30 лет, да только используется 20% техники, остальная простаивает и потихоньку ржавеет без работы.

В общем, перебивается порт случайными заказами. Будем надеяться - не долго так будет.

Полина ГЛАЗ

Назад