Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Два гневных письма о «Шанхайском ропоте...»

Письмо читателя в редакцию - это живой человеческий документ. В нем слышится стук сердца и неровное дыхание автора. Если же письмо анонимное, но боль автора неподдельная, то и оно достойно печати. Это тем более важно, что корреспонденция "Шанхайский ропот Центрального рынка" ("Биржа информации" от 10 марта с.г.) далеко не исчерпала тему судеб "шанхая".

Письма публикуются без сокращений и редактирования. Письмо первое:

"Здравствуйте!Статья В. Журавлева о "Шанхайском рынке" в N10 - это удар. Причем удар ниже пояса по людям, которые обратились к Вам в надежде получить если не поддержку, то хотя бы сочувствие. Отчаявшихся людей, ошибочно посчитавших газету "Биржа информации" своей и доверивших В. Журавлеву свою боль и тревогу.

Теперь уже бывшие читатели и бывшие сторонники больше не уважаемой "Биржи информации".

Второе письмо написано той же грамотной и взволнованной рукой, что и первое, и на смежном листе, вырванном из школьной ученической тетрадки. Текст еще лаконичнее и без всякого "здрасьте":

"После прочтения Вашей статьи "Шанхайский ропот..." вывод один - мерзость! Вас ведь регулярно выгоняют из кабинетов, правда? Теперь мы знаем, что с Вами, Старым Лохманом, невозможно поступать иначе".

Вот такие письма. Хорошо еще, что по морде не дали, и на том спасибо!

Я знал, как написать статью, чтобы понравиться "отчаявшимся людям", тем более что их боль не метафизическая, а реальная. Когда идешь по ступенькам вниз, к старости, и еще ниже, жалеешь не только самого себя, но все больше - и других смертных. И вот - "удар ниже пояса". Такие удары всегда омерзительны. Но я бил выше - и не в солнечное сплетение, и даже не в сердце; мне хотелось ударить в лоб, да так, чтобы пробудилось сознание. Это не соответствует духу Карнеги, книги которого учат искусству бесконфликтных диалогов, а в моей корреспонденции больше шекспировского: "Из жалости я должен быть суровым...", и поэтому говорил правду - в той мере, естественно, насколько она мне самому доступна. И если не слишком преуспел, не взыщите - и на Ивашку находит промашка. Но существенную для меня деталь все же хочу отметить: лично ко мне никто из шанхайских предпринимателей с просьбой о поддержке не обращался. То было обычное редакционное задание: пойти на Центральный рынок, где ожидается встреча предпринимателей с руководством рынка, и все. Задание ко многому обязывало, но и не вынуждало следовать заранее сконструированным схемам. Не было домашних заготовок и у меня. При этом следует сказать, что "Биржа информации", оставаясь независимым изданием, всегда отражала и отстаивала интересы бизнес-сословия и тем более не заискивала перед стоящими у кормила власти. От того и репутация оппозиционного издания. А лично мне по нутру та оппозиция, которая больше полагается не на рефлексии, сиюминутные аффекты, а на здравый смысл, и называет вещи своими именами, и не пресмыкается переда авторитетами.

Работая над статьей "Шанхайский ропот Центрального рынка", я пришел к выводу, что "бульдозер", который рано или поздно расчистит "шанхай" от старых торговых рядов и оснастит его новыми торговыми модулями, объективно конструируется не властью, а капиталом, все более заявляющим о себе в результате его концентрации в отдельных руках. Такова железная логика рыночных отношений. А власти города, администрация рынка лишь реагируют на заказ торгового капитала. И таким образом часть коммерсантов, не выдержав конкуренции, с неизбежностью утратит свои нынешние торговые места в "шанхае". Сурово? Да. Но кто и когда говорил, что конкуренция - это игра в гольф безупречно милосердных джентльменов. Это всегда схватка, и здесь лавры достаются тем, кто ловок, силен и хитроумен. Бессребреникам здесь не место... Мне, "старому лохману", подобная коррида не слишком нравится. Но быки и матадоры - не чья-то прихоть. Это неизбежная пара противоположностей; на нее можно закрыть глаза, но ни быков, ни матадоров с рыночной арены не сгонишь...

В предыдущем номере "БИ" помещена информация о предстоящей реконструкции рыночной улицы Полиграфистов. Там я писал о проекте, заказчиком которого стало ЗАО "ГродноТоргоСервис". В скором будущем, уже нынешним летом, на этой улице установят павильоны кассетного типа, а владельцами торговых ячеек станут коммерсанты. Это ли не подтверждение реальности заказа, который объективно исходит от торгового капитала! По белорусским меркам, естественно, скромного, но суть от этого не меняется. Десять кассет - это 80 торговых ячеек, а сегодня в часы торгового бума на Центральном рынке на этой улице сбывают всякую всячину сотни не обремененных достатком гродненцев. Для большинства из них новый проект - это "кассетная бомба", взрыв которой упразднит сотни торговых точек на асфальте. При этом благо для одних оборачивается болью для других. Такова диалектика предполагаемой реконструкции. Ее, в лучшем случае, можно отодвинуть, организовав, например, массовый протест "трудящихся", но только отсрочить, ибо созревший плод все равно упадет...

Я вновь говорю "гадости"? Вновь бью "ниже пояса"? Или вновь радуюсь шансу увидеть новые лица "отчаявшихся людей"? Нет, я им искренне сочувствую, однако с ролью сестры милосердия мне не справиться... Судьба "шанхая" и рыночной улицы предопределена естественным ходом событий, это результат не злых козней чиновников, а следствие подземных - глубинных социально-экономических процессов, протекающих в нашем обществе. В данном конкретном случае это промежуточный итог постепенной концентрации торгового капитала и возрастания его влияния на административные, управленческие решения. Когда в "Шанхайском ропоте..." я говорил о дурацкой застенчивости, подменяющей понятие "буржуа" нейтральным словом "предприниматель", то стремился приблизиться к сути явления. Для меня капиталист, буржуа - не бранное словцо "буржуй" из плебейского лексикона Александра Лукашенко и не ругательство на устах целомудренных моралистов, а категория из трудных сфер политической экономии. К ней еще не привыкли сами господа предприниматели, ее сторонятся публичные политики, она пугает обывателей. Придет час - привыкнут.

Угроза потери торгового места под шиферным небом "шанхая" или куска асфальта на ул. Полиграфистов - не радость, для сотен мелких коммерсантов это знак приближающейся беды. И это тема для особого разговора. У меня пока нет сведений о планах отцов города, которые непременно столкнутся с новыми проблемами, порождаемыми реконструкцией двух торговых массивов. Но и сами коммерсанты не должны ждать. Хочешь не хочешь, а кому-то придется осваивать все еще пустующие места на мини-рынках города. А кто-то говорит о целесообразности продвижения мини-рынков в другие микрорайоны областного центра, где хуже всего поставлено торговое обслуживание населения.

Эти и другие вопросы надо ставить. Но кто это сделает, если предприниматели того же "шанхая", хотя и сбиты в одну кучу, но своим поведением мало чем отличаются от хуторян: пока меня не тронули - не возропщу. Тронули - посыпались в горисполком, дали отбой - вздохнули с облегчением. А дальше? И разве не показательно, что "шанхай" не слишком сочувствовал своим же собратьям по бизнес-сословию, забастовавшим на вещевом рынке "Южный"? Был на Гродненщине союз предпринимателей, а теперь даже юридической формы от него не осталось. И это ни о чем не говорит? Говорит, но только тем, кто думает штукой, расположенной гораздо "выше пояса".

Автор письма, конечно же, сведущ, если пишет, что меня "регулярно выгоняют из кабинетов". И он, вероятно, был очевидцем моего изгнания из кабинета директора Центрального рынка председателем Гродненского облпотребсоюза Александром Зайко, обеспокоенным вспышкой негодования шанхайских коммерсантов. И таких примеров наберется не одна дюжина. Приведу только один, из серии свежих. Недавно состоялось заседание совета по развитию предпринимательства при Гродненском горисполкоме. Подвели итоги работы за прошлый год, поговорили о планах на будущее. Чем не повод для информации? Контакт с четырьмя чиновниками не принес журналисту желаемого результата - это "не их компетенция". Поднялся на пятую ступеньку - вышел на зам. мэра Валентину Лавцель. Так и так, говорю, возникли проблемы. "Да, проблемы есть, - сказала г-жа Лавцель, - но у нас нет закрытой информации". Вновь спустился "вниз", но так и покинул мэрию несолоно хлебавши...

Я не нуждаюсь в сочувствии, хотя работать в таком повседневном режиме и с таким вульгарно-вертикальным режимом не просто. А теперь и вовсе оказался между двух огней - и чиновникам не угодил, и предпринимателей не пожалел... А может, и не надо угождать? Все же поздно "старому лохману" с окостеневшим хребтом кланяться и постигать науку реверансов. Но и бить ниже пояса - не в его правилах.

Вадим ЖУРАВЛЕВ

Назад