Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

В гостях

Знакомьтесь: Азербайджан

Истории было угодно распорядиться так, чтобы территория Азербайджана стала ареалом претензий многих иноземных завоевателей. Рассредоточась во времени, на нее претендовали римские легионеры, древние гунны, персы, арабы, тюрки-сельджуки, монголы... Удачное расположение — на стыке Европы и Азии, на пересечении мировых торговых путей — надолго определило и беспокойное существование Восточного Закавказья, и своеобразие его культурных ценностей. На этой земле тесно и замысловато переплелись культурные традиции Индии, Китая, Малой Азии, северной Африки и Европы. Но было бы ошибкой думать, что сразу же после пересечения терминала аэропорта вас захлестнет многообразие и яркость восточного мира. И сама страна, и ее столица, в общем-то, вполне европейские по облику. А бум типового жилищного строительства причесал все города бывшего Советского Союза на один манер. Но речь идет о традициях: нет-нет, да и натыкаешься на них то взглядом, то мыслью и застываешь в изумлении. Смотрите, слушайте, чувствуйте — это Восток!

Вы поразитесь неожиданному открытию: время здесь течет совершенно иначе, чем на Западе и наполняет его иной смысл. Густое, размеренное, отяжелевшее под грузом великой событийности тысячелетий, оно и вас, пришельца, заставляет стать неторопливым, рассудительным, мягким в движениях, быстрым в мыслях. Ничто никогда не становится достоянием прошлого! Вряд ли молодой житель страны на пороге третьего тысячелетия чем-то отличается от своего пра...деда. Всего лишь изменился мир вокруг. И только. А азербайджанец так же романтичен и расчетлив, горяч и мудр, робок и напорист, лукав и простодушен, как и его предок. Ну, а предок его предка вполне мог бы поведать о том времени, когда эту землю населяли разные по образу жизни и языку племена. Впрочем, сегодня Баку — уже только Баку — пока еще говорит и на русском. И на английском, и на французском, и на фарси... Жара уравнивает всех: к концу месячного пребывания здесь педантичные англичане все-таки сбрасывают пиджаки, для французов галстук становится назойливой деталью костюма, бородатые иранцы решаются на смелый шаг — расстегивают верхнюю пуговичку воротничка. И только непосредственные американцы, выделяясь на фоне изысканной одежды столичных жителей (которым и жара-то ни почем), наслаждаются своеобразием Баку в максимально упрощенном наряде.

Говорят, что в переводе “Баки”, как называют город сами бакинцы, означает “место, которое бьет ветер”. Очень похоже на правду, ведь ветер в городе — при любой погоде. Летом — горячий, поднимающий с земли клубы пыли, осенью — бьющий по лицу струями дождя, зимой — холодный, колючий... Может быть, и зима оттого кажется намного холоднее. Ну, а одна из научных версий указывает на параллель между “Баки” и словом “баги” — названием магов в одной из мистических астральных религий.

Здесь не принято спрашивать какую религию вы исповедуете. На этой древней земле мирно сосуществуют и мечеть, и церковь, и кирха, и синагога, и кришнаитский храм... Зачастую именно отсюда приходит помощь бедствующим и нуждающимся.

За последние пять-семь лет облик страны очень изменился. И диктует характер новшеств в основном нефть. За короткий промежуток времени над столицей взметнулись зеркальные небоскребы “Иран банкы”, “Мост-Банка”, Национального банка Азербайджана, гостиничных комплексов “Авразия”, “Хайат-Реженси”, многоэтажных торговых центров, ничуть не нарушающих затейливой столичной архитектуры.

Второй раз за историю страны “черное золото” преображает лик Баку. На стыке двух веков нефтяные магнаты перенесли на эти улицы копии полюбившихся европейских зданий. Так, потеснив Ичери шехер (Старый город), с его уникальным дворцовым комплексом династии Ширваншахов (15 в.), одномоментно шагнули сюда классицизм, рококо и барокко: здания старого Сената, Театра оперы и балета, Дворца Счастья, здание Музея истории Азербайджана, бывшего реального училища... Они наполняют Баку особым колоритом, придают ему неповторимую евроазиатскую прелесть и очарование города, который когда-то строили с любовью. Но время не щадит никого и ничего: музей под открытым небом быстро ветшает. Недостаток электричества, газа, отсутствие отопления ставят под угрозу сохранность, как самих зданий, так и их экспонатов.

Как и любая столица, Баку постоянно наводнен людьми. Большей частью они никуда не торопятся: размеренность — скорость Востока. В воздухе разливается пьянящий аромат цветущих олеандров, жара наводит истому и провоцирует полакомиться чем-нибудь освежающим. Вот проблема, которая у вас действительно не возникнет, так это где и чем перекусить. Частные чайные, кондитерские, рестораны, закусочные-гриль и просто пирожковые, сосисочные, чебуречные будут сопровождать вас по улицам города. В каждом подходящем скверике под зонтичные шляпки манят прохладой, уютом и мягкой музыкой летние кафе. Выбор остается за вами: чашка чаю или кофе с пирожным обойдется вам в 35 — 40 центов, многослойный бутерброд с цыпленком-гриль, кетчупом и салатом — 50 центов, обед поплотнее — из первого, второго и третьего — от 2.5 долларов США. Ассортимент большинства кондитерских складывается из изделий домашней выпечки и продукции частных кондитерских. Как правило, такие магазинчики имеют своих постоянных посетителей — школьников, студентов, служащих ближайших предприятий. Несмотря на обилие продающихся напитков, предпочтение местных жителей все же отдается традиционному несладкому чаю, часто настоянному на душистых травах.

Рано или поздно, но вы окажетесь там, куда ведут все дороги восточных городов — на базаре. Обычно это центр городка или пять — шесть оживленных районов большого города. Жизнь в прямом смысле кипит здесь семь дней в неделю, от восхода до заката солнца. Издавна существовавший под открытым небом, он и сегодня не терпит замкнутого пространства — бесконечными многоцветными рядами выплескивается за стены типового рыночного здания, разливается по прилегающей территории, наполняя окрестные улочки шумом и гвалтом. Беспорядочный, хаотичный на первый взгляд, он подчиняется своим законам, и лучше бы вам их знать. Не стремитесь показаться приезжим. Впрочем, вас все равно вычислят, окружат заботой и вниманием, в темпе продемонстрируют товар, дадут продегустировать, убедят, что это как раз то, что нужно... В результате не исключено, что стоимость именно вашей покупки побьет рекорды этого дня и к тому же заставит задуматься: а зачем я, собственно, все это купил?

К предполагаемой покупке принято долго присматриваться, прицениваться. И торговаться. Случается — идти дальше, и уже на втором-третьем круге обменяться с продавцом традиционными словами благодарности за совершенную сделку.

Но восточный базар — это еще и способ общения. Свежие новости — городские, республиканские, а подчас из зарубежья — обрастают подробностями “свидетелей”, “участников”, комментариями местных острословов и быстро расползаются по рынку от продавца к покупателю и обратно. Выход на базар — это своеобразный выход в свет, а потому за покупками часто приходят с семьей: себя показать, других посмотреть. Дело серьезное!

Распад Советского Союза по-разному отразился на каждой из бывших его республик. Для Азербайджана этот отрезок времени ознаменовался глобальными переменами. Страна была объявлена республикой с президентской формой правления. Сложились условия для появления на политической арене нескольких политических партий — “Свобода”, “Новый Азербайджан”, “Народный фронт Азербайджана”, “Либерально-демократическая партия”, ”Партия национальной независимости” и др., — хотя о разнообразии их содержания и о реальной оппозиции существующей власти говорить пока еще рано.

Прежде всего, были приватизированы земля, транспорт, объекты торговли и общественного питания. К чему это привело? Мелкие собственники, возделывая свою землю, в течение круглого года полностью обеспечивают рынок страны свежей продукцией, избыток которой вывозится на рынки соседних стран. Юркие малогабаритные автобусы, стоимость проезда, в которых приблизительно равна 20 центам, давно ликвидировали проблему передвижения по городским и междугородним маршрутам.

Ну, а приватизация магазинов позволила говорить о реальном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, отсутствии дефицита и очередей.

В течение последних семи лет национальная валюта — манат — находится в относительно стабильном состоянии. И в банках, и в частных обменных пунктах стоимость одного доллара США держится на уровне 4.500 ман.

Но половинчатые, не всегда последовательные реформы добавили проблем. В ближайшее время вряд ли стоит говорить о социально ориентированной экономике. Минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, различные социальные пособия не соответствуют реальному прожиточному минимуму, который на сегодняшний день приближается к 100 долл. США, что эквивалентно 500 тыс.ман. Минимальная заработная плата и пенсия составляют около 40 тыс., заработная плата библиотекаря — 20 тыс. ман., медицинских работников среднего звена — 25 тыс., высшего — 60 тыс., школьного преподавателя — 40 тыс., продавца — 70 тыс., преподавателя вуза — 90 тыс., полицейского — 250 тыс. ... Повсеместная коррупция, повальная безработица, проблема беженцев на фоне фешенебельного города прорисовывают иные виды. По данным специального ежегодного исследования ООН в области человеческих ресурсов, в 1999 г. Азербайджан занял 103 место (к примеру, Россия — 15 место).

А пока жители страны предпочитают преодолевать невзгоды юмором. И чем хуже живется, тем больше шуток вокруг. Может быть, в этом кроется особая привязанность азербайджанцев к тамаше — зрелищному театральному представлению из смеси сарказма и юмора, быстро реагирующему на события реальности. Если вы побываете на тамаше, то у вас появится уникальный шанс познакомиться с живой национальной культурой. Быть может, вам представится возможность познакомиться с искусством азербайджанского танца. Как свидетельствуют наскальные рисунки, он дошел до нас почти без изменений со времен мезозоя.

Вечером перед вами распахнут свои двери Театр оперы и балета, Русский драматический театр, Театр национальной драмы, Театр музыкальной комедии, Зал камерной и органной музыки... Естественно, что большая часть их репертуара основана на жемчужинах литературы старого и нового Азербайджана. Используйте любую возможность соприкоснуться с волшебным азиатским звучанием европейских музыкальных форм. Их авторы — Узеир Гаджибеков, Кара Караев, Фикрет Амиров, Вагиф Мустафазаде — снискали мировую славу.

Коренные жители предпочитают говорить о своем городе, как о маленьком государстве в государстве, и в понятие “бакинец” вкладывают особый смысл: “Бакинец — это национальность”, — шутят они, меньше всего думая именно о национальности, и начинают перечислять своих знаменитых соотечественников: Лев Ландау, Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов, Мстислав Ростропович, Гарри Каспаров, Рустам и Максуд Ибрагимбековы...

Впитывайте в себя все до последнего звука, до последней капли, и вы даже не успеете заметить, как этот город, эта страна подчинят себе вас и вашу волю. Вы и не почувствуете, как он окутывает вас своей таинственной дымкой. Это не вирус, но действует медленно и наверняка — он поражает душу. Навсегда.

Н.ГОРОВАЯ,специально для «БИ»

Назад