Там, где родилась «Свабода»
Мы приехали не в самое захудалое хозяйство Щучинского района. Дела в Головичполе идут не хуже и не лучше, чем в других имениях области. Судите сами.
Местные жители не получают платы за свой труд с января. Поговаривают, что и до самого августа ее не предвидится. А попробуй проживи без денег полгода: детей надо в школу проводить, семью накормить, хозяйство содержать... Единственный доход сегодня крестьянину от того молока, что сдают на маслозавод - там платят исправно, дважды в месяц. На эти деньги и стараются прожить. Преступности - нет, поручился представитель милиции. Да и особо похулиганить-то некому: от деревенских бед молодежь скрывается в городе, где невзгоды тонут в массе других проблем... Почти половина оставшихся в деревнях - пенсионеры. С начала года справили именины троим, похороны - одиннадцати... Так и живут.
У самого совхоза дела идут не лучше. Старые запасы давно иссякли, в хранилищах - сор да гниль, а до нового урожая надо дотянуть. Ни денег, ни горючего. Топливо нынче в совхозе "с колес" - больше ни на что его нет. Шестьдесят восемь процентов запланированного в хозяйстве уже засеяли, а на личных участках сельчан - ничего. "Хто мае каня ці трактар - той і будзе садзіць", - констатируют сельчане. Да, а еще нужны деньги, которых нет. Так кто и как будет садить?
Хотя поголовье "казенного" скота почти такое же, как и на всех личных подворьях вместе взятых, результаты надоя намного плачевнее - теперь не как раньше - от личного скота сдают молока значительно больше, чем из совхозного стада. За два года совхозное стадо уменьшилось на триста голов: прокормить животных становится все труднее. Совхозный скот пасется уже неделю -кормить нечем, личный планировали вывести из стойла только к православной пасхе.
Мы думали побеседовать с директором совхоза, но люди пояснили нам, что он работает пока еще не более трех недель. Подумали, что лучше не будем мешать человеку в эти непростые для него дни.
Мы гуляли по чудесному парку в усадьбе Лебедка. По тому самому, где в 1902 году ее владелец Вацлав Ивановский отпечатал первый номер белорусской газеты "Свабода". Газете пришлось трудно, существовала недолго - вышло всего лишь несколько номеров в начале века. Судьба газеты и в конце столетия оказалось не более удачной. Возобнавленная И.Герменчуком в 1992 году, властями Лукашенко она была закрыта в 1997. Но имение стоит, обратите внимание на фото. Красивое имение, даже аисты нашли здесь место и ютятся на самом высоком дымоходе. Эх, если бы немножко средств на его содержание. Теперь здесь находится интернат для детей- инвалидов. Один из местных жителей, отец которого работал "у нашага пана", рассказывает о том, как после войны был разбит родовой склеп Ивановских. В двух чугунных гробах, вытянутых из склепа, новые владельцы стирали белье. Может быть читателю будет интересно заглянуть в энциклопедию и узнать о судьбе троих братьев: Вацлава, Тадеуша и Юрия... Один из них стал известным белорусским деятелям, второй - литовским, а третьего знает каждый поляк. Такова интересная судьба рода Ивановских из чудесной Лебедки.
Местные люди очень разговорчивы. Может оттого, что некому рассказать о своих бедах и проблемах. Они и сами не знают, как живут, работают без зарплаты. Лишь пожимают плечами. Мы все же спросили - знает ли Лукашенко о их бедах? - Нет он этого не знает, у него целая страна...
Н.ЮСУБОВА, М.КАРНЕВИЧ
|