Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Выборы-2000

Сегодня "конкурс" кандидатов составляет пять человек на одно депутатское место: в 110 окружных избирательных комиссий поступили документы 550 инициативных групп по сбору подписей для выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси. При том, что выдвижения кандидатов от трудовых коллективов и политических партий еще не происходило.

Внутренние разногласия

Включилась в избирательную кампанию и часть белорусской оппозиции - около 60 представителей. По словам председателя Центризбиркома Л.Ермошиной, списки своих инициативных групп в окружные комиссии подали Сергей Калякин ( лидер Партии коммунистов Белорусской), Михаил Чигирь (бывший премьер-министр), Николай Статкевич (Народная Громада). Впрочем, последний в своем интервью БелаПАН сказал, что окончательное решение об участии в выборах он примет в сентябре, т.к. Верховный Суд может оставить в силе приговор, по которому Статкевич получит судимость и потеряет возможность быть выдвинутым в кандидаты. "У меня, Валерия Щукина, у Михаила Чигиря есть моральное право участвовать в выборах. Я не думаю, что меня кто-то может упрекнуть в этом", - заявил Николай Статкевич.

В то же время на заседании Сойма Белорусского народного фронта "Адраджэньне" и Консервативно-христианской партии - БНФ была высказана резкая критика в адрес бывших соратников Лукашенко (Чигиря, Лебедько, Федуты, Богданкевича и др.). В меморандуме, подписанном Соймом, заявлено о неучастии в парламентских выборах, "вскрыта" реальная сущность объединенной демоппозиции, которая не может принять объединительную национальную белорусскую идею, а кроме того, и собственной объединительной идеи не имеет. "Зная природу этих лиц, мы никогда не сомневались, что при всех коллективных заявлениях о неучастии в недемократических выборах, они все равно пойдут участвовать в этом фарсе", - говорится в документе.

Самый же щекотливый вопрос, который волнует и правых и левых оппозиционеров - это "опасность" присутствия на выборах международных наблюдателей и тем самым легитимизация Национального собрания. В таком случае, ВС 13-го созыва перестанет существовать, как единственная демократическая структура в Беларуси.

«Чего они должны сидеть в этом..?»

Напомню, что 2 июля на Конгрессе демократических сил выдвигались четыре условия, при которых оппозиция примет участие в выборах. И сороковой день после определения этих условий ознаменовался выдвижением Александром Лукашенко ряда важных принципов, направленных на обеспечение справедливых и демократических выборов в парламент. Суть их была изложена в посланиях нашего президента, направленных 11 августа генеральному секретарю Совета Европейского союза Хавьеру Солане и действующему председателю ОБСЕ - Бените Ферреро-Вальднер: "Президент Беларуси лично гарантирует соблюдение периода доверия на время подготовки и проведения выборов". Возможно, в Европе личные гарантии президентов не подлежат сомнению. Однако нам, получающим президентские гарантии почти ежедневно, известна их недолговечность и переменчивость. Автор прелестного и легкомысленного романса - "Сердце красавицы склонно к измене, и к перемене, как ветер в мае. Вечно клянется…" - случайно за полтора века до нас, определил сущность первого, избранного белорусами, начальника…

Гарантии в ОБСЕ были направлены, повторюсь, 11 августа, едва ли не в тот самый момент, когда на встрече с трудовыми коллективами Гродненской области А. Лукашенко произносил следующее: "Хорошо, я введу в Центризбирком с правом совещательного голоса самых авторитетных и честных, порядочных людей, которых в республике немало, и мы их знаем. Почему я буду вводить туда, допустим, представителей БНФ, если они не участвуют в выборах? Чего они должны сидеть в этом Центризбиркоме?" Вероятно, имеется в виду, что честные и порядочные люди есть, где угодно, только не в БНФ. Или: "Ну зачем ему (абстрактному оппозиционеру - ред.) давать эфир, если он говорит не то, о чем думают наши люди?" А тут нам дают понять, что мысли людей, а также речи оппозиционеров доподлинно и заранее президенту известны. Как говорится, и царь, и бог… Вывод: либо это не более, чем легкомысленные и экспрессивные высказывания, либо - диагноз. Поэтому и гарантии автора приведенных цитат остаются под большим вопросом.

Местное блюдо

Политические рецепты готовятся в столице, но сам процесс приготовления осуществляют местные "кошевары". Это закон общественного устройства, работающий совершенно одинаково, что в США, что в Беларуси, что в Ганалулу.

Вот, например, как варят кашку по рецепту "демвыборы-2000" в Гродно: в Занеманскую окружную Избирательную Комиссию №51 обратился с целью подачи заявления на регистрацию инициативной группы небезызвестный Александр Васильев (гродненский предприниматель, о нем не раз писала "БИ"). В соответствии с п. 5 ст. 42 Избирательного Кодекса, окружные комиссии обязаны содействовать организации выдвижения кандидатов в депутаты. Три раза посещал А.А.Васильев данную комиссию, три раза просил оказать помощь в составлении заявления на регистрацию инициативной группы. Три раза от него отмахивались. Результат: комиссия отказала в регистрации инициативной группы Александра Васильева по причине… ошибок в заявлении. (Руководитель комиссии В.А.Хлябич, директор кинотеатра "Октябрь", депутат Гродненского областного совета; зам. - управляющая делами администрации Октябрьского р-на г.Гродно Ж.В.Ванжа). Новое заявление А.Васильев уже не подаст, т.к. истекли сроки. Представитель так и не зарегистрированной инициативной группы В.Левоневский определил ситуацию:

- У нас сложилось впечатление, что данная комиссия искусственно создает препятствия выдвижению кандидатов в депутаты и защищает интересы какого-то одного, кандидата, которого зарегистрировала первым, регистрацию же других кандидатов искусственно задерживает. Тетради учета заявлений и обращений в данной комиссии не прошнурованы и не пронумерованы, нигде не зарегистрированы. Сам Хлябич В.А. при беседе с гражданами ведет себя грубо и вызывающе. На замечания не реагирует, полностью игнорирует права и законные интересы избирателей…

Спящие резервы

Недавно довелось застрять в Зельве. Легкое дежавю первых минут через пару часов превратилось в навязчивую идею: я никак не могла понять, в какое время попала. В продовольственных магазинах два сорта непродажной колбасы - один сорт не берут по причине синюшности, второй - из-за дороговизны. На многочисленных полках пирамидами, каскадами, террасами (вообще-то очень красиво!) уложены пачки печенья. Того самого, доперестроечного образца. Это печенье ностальгически напомнило чай в поезде, бабушкины нехитрые гостинцы. В огромном универмаге - ни одного покупателя (честное слово - ни одного!), за прилавком - скучная продавщица с зарплатой в 20 000 рублей. Она, продавщица, работает за эти деньги до 8 часов вечера, в том числе и по субботам, а пожаловаться боится - уволят. Более того, местные власти обещают и обеденные перерывы отменить. У местных властей, вероятно, очень большие проблемы с экономическими знаниями: в магазин люди не идут не потому, что не успевают, а по двум другим причинам - либо денег нет, либо - товара. Не знаю, сколько получает средний зельвенчанин, но товар в универмаге - убогий. Ассортимент беден, скуден да еще и ограничен "в одни руки". Женских панталон, например, выделяют по 2 пары, хотя эту модель в качестве поощрения государство могло бы спокойно раздавать нашим несчастным колхозницам. Не вместо зарплаты, конечно, которую с мая должны, а так, в смысле внимания: по утрам в коровниках и летом прохладно, панталоны не помешали бы. Коммерческих (частных) киосков в Зельве нет. Были, говорят, когда-то, да власти "за ненадобностью" закрыли… Но рынок, этот последний оплот быстро свернувшегося капитализма, еще функционирует. И турецкий ширпотреб в Зельве известен. Как здесь будут проходить выборы? Кого и кто будет выдвигать? За кого и под какие гарантии будет голосовать Зельва?

А если отправиться дальше вглубь, в глушь, в деревню… Никаких фальсификаций и нарушений ни один, даже самый интернациональный наблюдатель не обнаружит - провинция, не испорченная демократией, будет голосовать по-прежнему - за кого скажут.

Вот где полигон для приложения сил всей прогрессивной Беларуси, вот где резерв избирателей.

Но уже, я полагаю, для выборов 2001.

Р.S. Начавшаяся кампания напоминает мне восточный брак, когда впервые жениха невеста видит на собственной свадьбе - ни в одном из книжных магазинов г. Гродно мне не удалось обнаружить новый Избирательный Кодекс.

Елена РАВБЕЦКАЯ

В обзоре использована информация БелаПАН

Фото IREX/ProMedia

Назад