Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Нюансы шведской жизни глазами психолога

Рассказов про шведский "социализм" мне приходилось слышать много, но вот увидеть страну мне удалось впервые, побывав на международном психологическом конгрессе, который проходил в июле этого года, в столице Швеции - Стокгольме.

Помимо насыщенной научной программы хотелось увидеть как живут шведы, что особенного существует в их жизнеустройстве. Как психолога меня интересовало не столь материальное благосостояние (однозначно, что оно на высоком уровне), сколько нюансы жизни, говорящие о системе взаимоотношений между людьми, об особенностях воспитания детей, об отношении к стране и многое другое.

Данные заметки представляют собой размышления о том, что удалось увидеть, случайно заметить и подсмотреть в шведской жизни.

О доверии

В течение всей поездки не покидало ощущение, что тебе доверяют. Что же создавало такое ощущение?

Участники конгресса получили проездные билеты на все виды транспорта. Билет этот - небольшая картонка, на которой ты должен своей собственной рукой написать свое имя, а затем сделать отметку в любом виде транспорта о времени начала действия билета. Никаких водяных знаков, ни систем защиты от подделок, нет места для фотографии, не требуется паспорт или другой документ, подтверждающий, что то имя, которое в билете ты написал - это твое имя. Доверяют.

Член организационного комитета, подсчитывая затраты на дорогу, забрала от руки написанный черновик с подсчетами, не сверяя соответствие написанного с одновременно предъявленными билетами. Может, это небрежность, безалаберность или еще что-то. Не знаю, но чувствуешь, что тебе доверяют.

Почему-то не спросили паспорт при устройстве в гостиницу и не проверили, является ли мне мужем тот человек, с которым я собиралась вдвоем поселиться в гостиничном номере. То ли доверяют, то ли считают, что это мое личное дело, в которое никто не вправе вмешиваться.

При выселении из гостиницы никто не пошел смотреть, все ли осталось, никто не пересчитал постельные принадлежности и другую утварь. Как оказывается приятно, когда тебя не подозревают в кражах и тебе не приходится постоянно доказывать, что ты порядочный человек.

Знаменитый Стокгольмский Сити Холл, где ежегодно по традиции проходит банкет по поводу вручения Нобелевских премий. Билеты на прием в честь участников конгресса никто не проверял. Доверяют, что пришли только приглашенные.

Удивительно, что не надо заслуживать доверие, ты его имеешь изначально. Возникает гипотеза, а не создает ли недоверие желание подтвердить то, в чем тебе не доверяют: тонко обмануть, если тебя подозревают в нечестности, ловко украсть то, что от тебя усиленно оберегают под замками и с помощью охраны и т.д.? Но это лишь гипотеза. Как и любая другая, она нуждается в специальной проверке. Ясно одно, что доверие снимает напряжение, настороженность, скованность и целый комплекс сопутствующих чувств. Когда тебе во всем доверяют - это очень приятно.

О детях

Дети в Швеции - предмет особой заботы и внимания. Можно увидеть много штрихов того, как общество реально относится к детям. На дорожных знаках рядом со взрослым изображен ребенок. В автобусах есть специальное пространство, где мама ставит коляску и закрепляет ее специальными ремнями, а сама садится рядом на откидное сиденье. В автобусах нет ступенек и поручня, разделяющего вход, поэтому любая мама без труда просто въезжает с коляской в салон автобуса.

В рестораны шведы ходят с детьми. Сидят все за одним столом, а для деток есть специальные стульчики, соответствующие возрасту ребенка. И в магазин родители идут с детьми. Кто-то сажает ребенка в корзинку, предназначенную для ребенка и для продуктов одновременно, кто-то оставляет играть в детской комнате с воспитателем и, конечно же, с огромным множеством игрушек и развлечений.

Дети всегда с родителями: и в салоне автомобиля, и в специальном кресле на велосипеде, одним словом, жизнь для семьи - дело совместное, а не когда родители от детей отдыхают. Для психолога это означает, что основа воспитания и развития ребенка - семейная. Есть естественные основы для того, чтобы ребенок как стихийно, так и осознанно перенимал семейные устои, традиции, нормы семейных отношений, правила поведения. У родителей ребенок растет на глазах, они сами управляют ходом его развития, не сваливая ответственность на бабушек, детский сад, школу и другие социальные институты. Общество лишь создает для семьи условия максимального удобства.

Наличие удобств сказывается на продолжительности периода детства. В прогулочных колясках можно видеть спокойно сидящих пяти-шестилетних детей, а в возрасте до трех-четырех лет - с сосками! Не знаю, хорошо это или плохо, но это говорит о том, что родители могут себе позволить сделать детство своих детей долгим.

Как и в любой другой стране, дети в Швеции - существа любопытные. Они хотят везде залезть, все посмотреть, потрогать своими руками. Но на них никто не кричит. Воздух не сотрясается от ругани и шлепков, ведь им многое позволено, они дети. Родители стоят и улыбаются, видя, как их годовалое чадо топает в лужу и усаживается в самой ее середине. Продавец в магазине с восхищением смотрит на ребенка, перебирающего в корзинке дорогостоящий товар. Детская стихийность и непосредственность поощряются, а не ограничиваются вплоть до полного исчезновения.

Создается впечатление, что шведам известен психологический закон о том, что большое количество ограничений тормозит психическое развитие ребенка, делает его скованным, нерешительным, неуверенным в себе, а во многих случаях и агрессивным.

О названиях

Во всей Швеции в названиях фирм, магазинов, клубов, кафе, ресторанов и в любых других названиях отсутствует английский язык, либо какой другой иностранный. Только шведский, только на шведском языке, только с помощью букв шведского алфавита. Может, здесь кроется пренебрежительное отношение к англичанам, американцам и английскому языку? Совсем даже нет. Любой швед, слыша вопрос на английском языке, реагировал английской речью, объясняя путь или рассказывая о необходимой последовательности действий.

Очевидно, дело в чувствах национальной принадлежности, самодостаточности, национальной гордости, в отсутствии комплекса национальной неполноценности и тенденции подражать представителям другой национальной культуры.

Ничего не могу сказать о внутренней сущности жизни, так как для этого требуется много времени, но это лишь те некоторые впечатления, которые произвели на меня нюансы шведской жизни.

Татьяна Елизарова, ст. преподаватель кафедры медицинской психологии и психотерапии Гродненского медицинского университета

Назад