Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

выборы-2000

КТО ОНИ, КАНДИДАТЫ В «СЛУГИ НАРОДА»?

По данным ЦИК на финишную прямую избирательного марафона вышли 574 претендента на депутатский мандат. Им предстоит разыграть 110 парламентских вакансий. Конкуренция на предстоящих выборах в среднем составит 5 кандидатов на место.

Однако, по признанию председателя Центральной комиссии Лидии Ермошиной, есть ряд округов, где зарегистрированы всего по два кандидата, а в Беловежском избирательном округе N7, в котором баллотируется председатель бюджетной комиссии Палаты представителей Александр Зинченко, и вовсе пройдут безальтернативные выборы. По регионам наибольшая плотность кандидатов в депутаты отмечается в Минске - 116 претендентов на 18 мандатов; в Минской области - 93 кандидата на 17 округов, в Брестской - 78 кандидатов на 16 округов; в Витебской - 87 кандидатов на 16 округов, в Гомельской - 78 на 17 округов, в Гродненской - 57 кандидатов на 13 округов, в Могилевской области - 64 кандидата на 13 округов. Отказано в регистрации 194 претендентам на депутатский мандат. Причем, в их число угодили известные в стране политические и общественные деятели.

Первая чистка

Не смотря на заверения властей, регистрация кандидатов все же превратилась в расчистку дороги для кандидатов от власти. Подтвердились самые пессимистичные предположения - власть дала понять, что не намерена мириться с попытками "внедрения" даже в бесправную Палату представителей демократической оппозиции. Безжалостная чистка прошла по всем регионам. Под топор избиркомов попали не только представители демократического лагеря, но и активно поддерживающие власть кандидаты, для которых в спущенной "сверху" разнарядке просто не нашлось депутатской вакансии.

Самыми трудолюбивыми оказались окружные комиссии в Гродненской области, где забракованы более 38 процентов потенциальных кандидатов в депутаты. Самые лояльные комиссии оказались сформированы в Витебской области, где в регистрации отказано всего 19,2 процента кандидатов.

Одновременно с этим, наконец, отчетливо проступили контуры так называемого "президентского списка" кандидатов в депутаты. Итоги "расчистки" места для определенных "в верхах" кандидатов можно продемонстрировать на примере двух избирательных округов - 90-м Слуцком и 94-м столичном Автозаводском. В первом, помимо прочих, выдвигались заместитель председателя комиссии Палаты представителей по законодательству Николай Карпиевич, жена экс-премьера Михаила Чигиря Юлия Чигирь и лидер пропрезидентского Белорусского патриотического союза молодежи Всеволод Янчевский, во втором - председатель парламентской комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и регламенту Анатолий Красуцкий и бывший руководитель Главного государственно-правового управления Администрации президента Александр Пласковицкий. После регистрации и лидер пропрезидентской молодежи, и главный госстроитель оказались в одиночном плавании, поскольку те претенденты, которые сохранились в этих округах после "чистки", не могут составить им реальной конкуренции и оставлены, по всей видимости, для сохранения альтернативности выборов.

Ноу-хау по-белорусски

Уж не знаю, стоит ли центральным властям благодарить местную "вертикаль" за чрезмерное рвение в деле отсева кандидатов. Однако и винить местных чиновников не стоит. Ведь они оказались в весьма щекотливом положении: с одной стороны им необходимо продвигать утвержденных "сверху" пропрезидентских кандидатов, с другой - президент давит, чтобы внешне все выглядело цивилизованно, с сохранением равенства прав всех участников избирательной кампании.

Основной причиной отказа в регистрации стали формальные неточности, допущенные при оформлении подписных листов. Здесь изворотливые белорусские власти даже опробовали свое ноу-хау. У неугодных властям кандидатов вместо положенной 20-процентной проверки собранных в их поддержку подписей (а от необходимых по закону 1 тысячи, это составит всего 200 подписей) члены комиссий стали аккуратно проверять все предоставленные им подписные листы, тщательно фиксируя все выявленные погрешности в оформлении. Набрав критическую массу недостоверных подписей, достаточную для отказа в регистрации, комиссии просто добавляли к ним недостающее до 200 количество подписных листов. Затем кандидатам в депутаты объявляли, что они не могут быть зарегистрированы по формальным основаниям. Иным образом как-то логически объяснить тот факт, что практически все неправильно оформленные подписные листы кандидатов оказывались именно в числе проверенных 200 невозможно.

Надо признать, власти сделали оппозиции подарок, приоткрыв занавес тайны над тем, каким образом через год на президентских выборах с дороги Главного претендента будут устраняться демократические кандидаты.

Жертвы демократии

Еще одним барьером, преодолеть который не смогли даже многие из его строителей, стала выработанная в ходе диалога общественно-политических сил поправка в избирательный кодекс, обязывающая кандидатов представлять декларации о своих доходах и имуществе. На деле же декларация оказалась очень удобной "зацепкой" для недопущения во власть "чужих". В результате жертвами этой новации оказались ряд ее соавторов, в том числе - представители КПБ и ПКБ.

Кто уцелел?

Как уже указывалось выше, из 58 демократических кандидатов уцелело всего 19. На финишную прямую вышли несколько социал-демократов вместе с лидером партии Николаем Статкевичем, несколько "яблочников" с Ольгой Абрамовой, несколько независимых - Михаил Чигирь, Юрий Морозов, Александр Федута, Владимир Новосяд.

С другой стороны, сохранились представители крупного бизнеса, такие как Александр Ваганов (генеральный директор Лада ОМС), Роман Ананьев (генеральный директор Белнефтегаз), Владимир Александрович (генеральный директор Итера-Бел). При этом последние двое являются действующими депутатами Палаты представителей. К слову, в общей сложности попытать депутатского счастья во второй раз решились всего 38 парламентариев. Причем, 35 из них решили баллотироваться в парламент путем сбора подписей. Это все известные фамилии - Анатолий Малофеев, Владимир Коноплев, Александр Козырь, Александр Шпилевский, Анатолий Красуцкий, Игорь Котляров, Василий Хрол и другие.

Довольно слабую активность в текущей избирательной кампании проявили труженики села - всего 29 кандидатов, да и те в основном председатели колхозов и директора совхозов.

Значительную долю зарегистрированных кандидатов составляют служащие - работники образования и науки - 80 кандидатов; социальной сферы, культуры и здравоохранения - 57; представители органов правопорядка и военные - 36.

Особую категорию представляют чиновники, проявляющие на этих выборах чудеса активности. Чуть ли не в каждом округе кандидатом в депутаты зарегистрированы работники местных администраций. Не исключено, что они также составят значительную часть будущего парламента.

Почти половина зарегистрированных кандидатов в депутаты - 241 человек, по данным ЦИК, являются членами политических партий. Следует признать, что кандидатская чистка практически не затронула политические партии. Возможно, для них власти сделали исключение потому, что партии имеют чрезвычайно низкий политический рейтинг в белорусском обществе. Согласно последнему республиканскому опросу Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) 71 процент респондентов затрудняются ответить, за кандидата какой политической партии они предпочли бы голосовать.

Из 18 белорусских политических партий полноценное участие в выборах приняли всего 9. Наибольшее партийное представительство имеет Либерально-демократическая партия - 89 человек (выдвигали 109); Партия коммунистов белорусская - 69 (из 73); Коммунистическая партия Белоруссии - 40 (из 48); Республиканская партия - 13 (из 19); Аграрная партия - 13 (из 16); Республиканская партия труда и справедливости - 12 (из 14); Белорусская патриотическая партия - 10 (из 13); Социал-демократическая партия народного согласия - 5 (из 12); Белорусская социально-спортивная партия - 1 (3).

Даже при беглом взгляде на этот партийный расклад обращает на себя внимание некая политическая однобокость участвующих в выборах партий. 8 из них представляют левый политический спектр - от ортодоксальных коммунистов (КПБ) до розовых социал-демократов (СДПНС, РС, РПТС и БССП). В то же время, в условиях активного бойкота парламентских выборов правыми партиями, эта часть политического спектра представлена только правоцентристской ЛДП. К этому остается лишь добавить, что 7 из 9 вышеперечисленных партий безоговорочно поддерживают политический курс, проводимый белорусским руководством.

Возможный расклад

В белорусском парламенте могут появиться две социал-демократические фракции: одну - оппозиционную - возглавит председатель БСДП (НГ) Николай Статкевич, вторую - умеренную (но на самом деле также пропрезидентскую) - к примеру, лидер СДПНС Сергей Ермак. Однако, откровенно говоря, мало верится в то, что новый белорусский парламент станет фракционным. Судя по всему в нем, как и Палате представителей первого созыва, большинство составит либо лояльные властям депутаты, либо непосредственные ставленники властей.

В будущем парламенте также забронировано несколько мест и для некоторых из рвущихся в Палату представителей демократов, которым уготована участь стать некой демократической ширмой для Европы. На большее же рассчитывать не приходится. Поэтому уже сейчас с определенной долей уверенности можно прогнозировать, что планы некоторых известных демократических лидеров о создании в парламенте мощной оппозиционной фракции и переносе центра оппозиции из Координационной рады демократических сил и Консультативного Совета оппозиционных политических партий в Палату представителей неосуществимы. Даже имея в парламенте 10-15 демократических кандидатов, им вряд ли удастся сформировать некое монолитное ядро оппозиции. Для создания же самостоятельной фракции не хватит депутатов даже у наиболее перспективной Партии коммунистов белорусской. Максимум, чего смогут добиться демократы в парламенте - некоторой координации своих действий по ключевым вопросам. Однако даже в этом случае их голоса ничего не будут решать и растворятся в возгласах сторонников Лукашенко. Таким образом, попавшие в Палату представителей оппозиционеры, скорее всего будут решать свои локальные задачи либо отстаивать узкопартийные интересы.

Юрий ПОТЕМКИН

Назад