Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Достояние республики

Катастрофы человеческого тела

Завтра на календаре - чертова дюжина. И как раз в этот день, 13-го октября, в г.Гродно пройдет презентация музея монстров. В нескольких шагах от скульптурной копии Венеры Милосской, олицетворяющей красоту женской плоти. А сам тератологический музей становится делом частного предпринимателя Валентина Курчанова, до сего дня он больше известен как врач-травматолог. И вот теперь Курчанов арендует помещение в "баториевке", где издавна работает кафедра анатомии человека Гродненского медицинского университета. Есть версия, что в этом здании на Советской площади, некогда дворце Стефана Батория, осуществлено первое в Беларуси анатомическое вскрытие человека. Тогда предполагалось выяснить, была ли смерть польского короля естественной или он тайно загублен царедворцами.

Презентация музея с идеальной точностью совпадает с днем рождения доцента кафедры анатомии человека Юрия Киселевского, давнего друга Валентина Курчанова. Им обоим и принадлежит идея создания в Гродно тератологического музея, и это их руками создавались препараты, ныне выставленные в музейной экспозиции "Катастрофы человеческого тела". Однако начало самой коллекции положил профессор Усоев Сергей Сергеевич, заведующий кафедрой, генетик и патологоанатом. Чтобы получить плод или умершего новорожденного, требовалось соблюдение определенных формальностей. Однако, забегая вперед, скажем, что в этой коллекции нет собственно гродненского тератологического материала - его привозили из Минска и Санкт-Петербурга. А теперь и вовсе нет поступлений: современная диагностика позволяет выявлять патологию плода на ранней стадии его развития, и тогда женщины по доброй воле и под присмотром врачей прерывают беременность.

- Тератос в переводе с греческого - урод, монстр, - говорит Юрий Киселевский. - А тератология как научное направление заявила о себе лишь в 19 веке. Однако сам тератологический материал известен с древности, не нова и сама идея музея уродливостей. Петр I, например, купил у голландца Фредерика Рюйши одну из его коллекций, предназначенную для петербургской кунсткамеры. Эта коллекция стоила царской казне больших денег. В то время за такие деньги можно было построить три боевых корабля...

А вот другой пример. Известно, что в 18 веке в Гродно действовала медицинская школа, которую возглавлял профессор Жан-Эманюэль Жилибер. И он располагал коллекцией монстров, а затем эти препараты перекочевали сначала в Вильнюс, а затем и в Киев. По словам гродненского историка медицины, старшего научного сотрудника аптеки-музея Федора Игнатовича, он получил от литовских коллег интересную информацию. Они сказали ему, что часть коллекции монстров Жилибера и по сей день находится в столице суверенной Украины. Эта версия находит осторожное подтверждение и со стороны профессора Усоева. По его словам, он сам видел в Киеве древние препараты, но категорических утверждений об их происхождении профессор все-таки не делает. Но кто-то ведь должен докопаться до истины? Этим, вероятно, заинтересуется и сам предприниматель Курчанов. Это тем более важно, что теперь в нашем городе появился общедоступный музей монстров, каких нет в Беларуси, и таким образом сохраняется историческая, научная и культурная преемственность.

Уроды рождались во все времена. И древние мифы, легенды пестрят химерами, сфинксами, кентаврами, сиренами, циклопами и т.д. Это не только плоды воспаленного воображения жрецов, поэтов и сказителей - это эхо памяти о баснословно далеких эпохах биогенеза, когда эволюция рода человеческого претерпевала удивительные метаморфозы, биологические и генетические вывихи. И здесь приходят на память строки из эпоса "Калевала": "Сначала небо мучилось родами, земля мучилась родами, и лиловое море рожало", - а миллионы лет спустя стали рожать и женщины. Правда, далеко не все мальчики и девочки похожи на Афродиту и Аполлона, и даже физически красивые и здоровые мужчины и женщины могут родить урода. Молекулы органической природы крепко хранят свои извечные тайны...

Это для нас Змей-Горыныч - сказка, а вот рождение овцы с тремя головами - это уже зримый факт, зафиксированный людьми и наукой. Автор этих строк собственными глазами видел всякие чудеса, например скелет лани - две натянутые струны двух шейных позвонков, увенчанных двумя черепами грациозных парнокопытных творений природы. А в Гродненском аграрном университете как-то зафиксировали удивительное чудовище о двух головах, четырех ногах и двух хвостах. В генетике коров свои причуды...

В экспозиции тератологического музея вам бросятся в глаза различные аномалии. Среди первых, кто ознакомился с его экспозицией, были учителя-дефектологи Гродненщины, гидом которых еще до презентации музея стал доцент Киселевский. Вот, например, голова ребенка о двух лицах, а в другом сосуде образец циклопии - жуткое одноглазое существо. А это три "русалки" - существа со сросшимися ножками. А там близнецы: они, словно борцы в схватке, вросли друг в друга телами и лицами... А чуть в стороне - страшный человеческий образ то ли с акульей, то ли с бульдожьей пастью. В тератологической коллекции кафедры анатомии человека собрано около 40 препаратов. Но только теперь большая их часть выставлена на обозрение, другие препараты ждут своего часа.

Экспозиционная площадь, которую занимает тератологический музей, расположена на втором этаже "баториевки", однако внутренняя логика данного явления, требует, на мой взгляд, погружения монстров в древнее подземелье здания. Оно создавалось в 16 веке и дошло до наших дней. Это дикие подвалы из кирпича и природного камня, что само по себе символично. Здесь, под землей, мрак вечности. Но ведь и Вселенная плохо освещена небесными светилами. В этом большой философский смысл - рождение живого и светлого из тьмы кромешной. Да и сам человек зачинается во тьме материнского лона; и вновь, когда наступает смертный час, уходит во мрак бесконечности. Все темное - это еще и таинственное, не познанное, ужасу подобное, пока не прольется на него свет научного знания.

Конечно, чтобы вдохнуть жизнь в подвалы "баториевки" и развернуть здесь настоящий музей (по высоким канонам музейного дела и искусства), нужны большие деньги. Одному предпринимателю Валентину Курчанову вряд ли такое по силам, а музей стоит того, чтобы он стал достоянием не только города, но и Беларуси. Мимо такого музея не пройдет ни старец, ни отроковица, ни ученый муж, ни белорус, ни иностранец. Значит, нужна музею заинтересованная поддержка со стороны городских властей. А кафедра анатомии человека, ректор медицинского университета Петр Гарелик свое слово уже сказали...

Доктор медицинских наук Михаил Омельянчик показывал мне снимок несчастной новорожденной девочки. Поразительно, что сердце ребенка (было то в Брестской области) больше суток билось не в груди младенца - оно пульсировало, как живой цветок, на его груди. Мать девочки, говорят, была алкоголиком... Тогда профессор говорил: "Покажите новобрачным этот музей, эту девочку. Пусть задумаются". Людей уродуют и гробят до срока не только алкоголь и никотин, не только наркотики, но и "химическая" пища, дурной воздух, дрянная вода, радиация и многое-многое другое. Обо всем этом можно рассказывать и в тератологическом музее. Я еще соглашаюсь с эстетическим манифестом поэта: "Нет безобразья в природе", однако музей монстров - явление из ряда вон выходящее, оно лепит образы и возбуждает в человеке мысли о преисподней. Повторяю: место музею не на этаже античной богини, а в подземелье. В этом случае будет и отдельный от кафедры анатомии человека вход в музей - никому не помеха и явное удобство для его посетителей.

- Первую платную экскурсию я уже провел, - говорит Валентин Курчанов. - Она длилась полтора часа, хотя и рассчитана на 30 - 40 минут. А на сегодня заказаны три экскурсии...

Когда вы выйдете из музея-преисподней, подойдите к Иисусу Христу - он рядом, у входа в Фарный костел. Ликом своим он обращен к "баториевке", и несет он крест свой к ему предназначенной Голгофе... Поищите в этом сочетании, в близком соседстве храма божьего и музея монстров свой фило- софский, психологический и нравственный смысл.

Вадим ЖУРАВЛЕВ

Назад