Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Экономика

Новый передел?

Чуть более двух недель назад в Хозяйственном суде Гродненской области закончилось разбирательство по иску прокурора Ленинского района г. Гродно в интересах Гродненской табачной фабрики «Неман» к производственно-коммерческой фирме «Форт» об установлении ничтожности сделки между табачной фабрикой «Неман» и кооперативом «Монолит» и применение последствий ее недействительности.

Суть иска заключается в том, что государство пытается отсудить у частной фирмы ее недвижимость. Процесс по делу длился в суде с конца июня нынешнего года и закончился в пользу ПКФ «Форт». В свою очередь в кассационную коллегию Хозяйственного суда Гродненской области истцом направлена кассационная жалоба, которая должна рассматриваться второго ноября. А теперь подробности.

Восстановленные руины

Еще в начале 1999 года служба комитета Госконтроля по Гродненской области круто взялась за проверку деятельности ПКФ «Форт» в областном центре. К этому времени в стране масса частных предприятий и фирм уже были разорены и закрыты последствиями проверок, декретов, указов, изменением Конституции и путем иных целенаправленных действий белорусских властей. Это было время, когда в стране уже полным ходом шло строительство рыночного социализма (читай – реставрация социализма), при котором все заводы, фабрики, земля, ресурсы, здания – все «возвращалось» их истинному владельцу – народу. Всякого рода «вшивых блох», «отребье» и прочих «вражеских элементов» целенаправленно разоряли, наиболее перспективные из них попадали в тюрьмы, или стали вынуждены скрываться от властей за рубежом. За что? А за предприимчивость, сообразительность и деловые качества… И совершенно нелогичным на фоне этой прогрессирующей ситуации выглядел в Гродно комплекс восстановленных практически из руин зданий бывших купцов Шерешевских по улице Буденного 48А, принадлежащий не государству, а частной фирме «Форт». Да еще – в центре города, рядом с железнодорожным вокзалом. Здесь разместилось около шестидесяти частных фирм, общественное объединение «Ратуша», где собираются оппозиционеры, чуть ли не со всей страны, и даже Генеральное консульство Республики Польша. За все это взимается арендная плата, которая оседает на счетах новоиспеченного капиталиста, и, как бельмо в глазу трудящегося человека, мешает строить новую (вероятно, союзную) общность людей - …

А ведь не далее как пять лет назад это здание своим внешним видом отпугивало жителей города, в нем проваливались полы и рушился потолок, сгнили коммуникации. Все это нужно было заменить и отреставрировать, а в последствии – обслуживать. Тогда трудно было представить, что все это можно будет привести в человеческий вид. Отметим, что к нынешнему владельцу здания нет претензий ни у городских служб, ни у налоговых органов, ни у арендаторов.

Суть конфликта

В советские времена это здание принадлежало Гродненской табачной фабрике и использовалось под складские помещения. Поскольку ремонт в нем не производился, наверное, со времен самих Шерешевских (здание было построено в начале века), помещения оказались в плачевном состоянии. Бывший директор табачной фабрики Игорь Богданович рассказывал в суде, что в течение многих лет оно находилось в аварийном состоянии, и разного рода контролирующие службы налагали бесконечные штрафы. В те годы в условиях социалистического планирования выбить деньги в министерстве под реконструкцию здания было практически невозможно. Легче было получить средства на освоение новых объектов. К чему, впрочем, и стремился директор, поскольку в завалившихся трущобах можно было хранить всего лишь 600 тонн табака. Подобные склады были разбросаны чуть ли не по всей области – в Новогрудке, Любче. Это тоже являлось головной болью, поскольку при перегрузке табака 10 процентов сырья теряется, не маленькой копейкой исчислялись затраты на перевозку, дополнительный штат рабочих. И только построенные впоследствии склады вместительностью до семи тысяч тонн (полугодовой запас табака) в деревне Колбасино, с подведенной железной дорогой явно оправдали экономическую целесообразность сделки.

В конце 80-х комплекс зданий по его балансовой стоимости за 160 тысяч еще полноценных советских рублей (в то время примерно около 300 тысяч долларов) был продан кооперативу «Монолит» Станислава Буйницкого. Сделка была оформлена с учетом всех норм законодательства того времени. Гродненский горисполком своим решением закрепил территорию по ул. Буденного 48А за кооперативом «Монолит». Позже кооператив трансформировался в МПО «Монолит», который затем учредил ПКФ «Монолит-С», вложив в уставный фонд свою долю в виде здания. Что же касается нынешнего владельца – ПКФ «Форт» – это всего лишь смена названия последней фирмы.

Попытки экспроприации

Но шли годы, и спустя одиннадцать лет служба Комитета госконтроля по Гродненской области передает акт проверки о деятельности ПКФ «Форт» в прокуратуру Ленинского района с требованием возбуждения уголовного дела. Причем, в акте не было зафиксировано ни одной существенной претензии. Однако цель этой бумаги была совершенно иной: доказать, что дом №48А по ул. Буденного оказался в собственности фирмы «Форт» незаконно, а, следовательно, его нужно отобрать. Пикантность ситуации заключалась в том, что Ленинская прокуратура четырежды отказывала ведомству Марии Протащик в возбуждении расследования по результатам проверки, не находя для этого оснований. Подобный поступок прокуратуры можно было бы назвать дерзким, но в скором времени исковое заявление в Хозяйственный суд области от прокуратуры, завязанное на интересах гродненской табачной фабрики, все же появилось. В обоснование своих требований прокуратура Ленинского района и истец ссылаются на несоответствие данной сделки требованиям законодательства, на отсутствие документов, подтверждающих оплату за проданные здания, на неосуществление кооперативом «Монолит» своих обязанностей по строительству производственно-бытовых и социально- культурных объектов табачной фабрики в течение пяти лет со дня совершения сделки.

То, что процесс в суде обещал быть «творческим» подтверждалось появлением истца – табачной фабрики. Трудно предопределить желания бывшего хозяина, получившего 160 тысяч полноценных советских рублей за проданное здание в аварийном состоянии. Однако его молчаливое присутствие в процессе явно указывало на не самостоятельное решение. Еще раньше в прессе появились сведения о том, что нынешний директор табачной фабрики Владимир Мурашко находится «под колпаком» у всемогущего ведомства Госконтроля. Перед появлением иска в одной влиятельной государственной газете М.Протащик заявила о «сомнительных операциях с сырьем» на нынешней табачной фабрике. Истцу пришлось занять указанное ему место. Почти как в забытой песне: «У советской власти сила велика...».

Но в суде все оказалось гораздо сложнее. Что касается отсутствия документов по оплате покупки дома и разрешения вышестоящей организации (Минсельхозпрода) на продажу здания, подобные документы хранятся не более трех лет, а потом уничтожаются. К тому же, факт оплаты подтверждается годовым отчетом фабрики за 1989 год. В решении суда также указано, что бывший директор ГТФ «Неман» И.Богданович, подписавший договор купли-продажи, запрашивал разрешение в Минсельхозпроде БССР и получил на него положительный ответ. Это подтвердила и свидетель Н.Савенко, которая работала в то время главным бухгалтером фабрики. Подтвердился и тот факт, что кооператив «Монолит» участвовал в строительстве складских помещений в районе деревни Колбасино и профилактория ГТФ. Ко всему, суд трижды предлагал прокуратуре Ленинского района представить письменные сведения с приложением документов о том, как и каким образом спорные здания по правопреемству перешли в ПКФ «Форт», что не было исполнено.

Затяжной процесс

Во всей этой истории, на мой взгляд, самое интересное то, что даже с вынесенным решением суда она не скоро закончится. И пока неизвестно, в чью пользу. Конечно же, истец в праве подать кассационную жалобу в коллегию Хозяйственного суда и требовать пересмотра дела. Но очевидность того, что данный спектакль режиссируется извне, не вызывает никаких сомнений. Кому это надо – тоже совершенно очевидно. Представьте себе, что в акте проверки фирмы «Форт» проверяющие контролеры сокрушаются над тем, что фирма за аренду своего здания, отстроенного на свои же деньги, берет с Генерального консульства РП «всего» по 4USD за 1 м кв., тогда как для иностранных представительств установлена ставка в 10USD. Ах, если бы здание отнять, да на баланс – куда надо… Поимели бы!

Большевистский принцип передела собственности известен. Восемьдесят лет назад отбирали и не такое, а не успевших бежать владельцев ставили к стенке. Время вносит свои коррективы, и экспроприация проходит по измененным правилам. Вместо матроса Железняка – скромный на вид и незатейливый умом чиновник, который зависим, а посему согласен на все, только бы не отняли последние штаны. Но сущность остается та же: те, кто что-то имел, остаются без ничего, те, кто ничего не имел, так ничего и не получит. А все идет в пользу государства, под коим подразумевается далеко не народ, но тот, кто этим народом выбран, и точно знает, что куда пустить, вложить и распределить. Поди, попробуй, потягайся с таким.

Как раз второго ноября начинается очередной этап разбирательства в суде.

Михаил КАРНЕВИЧ

На фото: Дом по ул.Буденного 48а

Назад