С другой стороны
О хлебе насущном
Открытое письмо Александру Лукашенко Семена Домаша, члена Президиума Верховного Совета Республики Беларусь 13 созыва, бывшего председателя Гродненского облисполкома и областного Совета депутатов.
Господин Лукашенко!
В последнее время Вы все чаще пропагандируете достижения народного хозяйства Республики Беларусь периода Вашего правления и при любом удобном случае пытаетесь публично очернить итоги прошлых лет, а заодно и людей, которые когда-то работали во властных структурах, а сейчас не с Вами. На проводимых Вами помпезных «Дожинках» в Шклове при награждении руководства Гродненской области Вы заявили, что «область сейчас достигла наивысших показателей, а пять лет тому назад ее сельское хозяйство было развалено, поля запущены, на них страшно было смотреть»…
Допускаю, что у Вас нет времени, а возможно и желания, полистать статистические сборники. Скорее всего, Вам это и не нужно, так любые Ваши умозаключения чиновники «вертикали» принимают бесспорно. В отличие от них, не могу согласиться с искажением Вами действительности… Поэтому хочу публично поспорить с Вами на предмет того, что же в последние годы происходит в сельском хозяйстве – деградация или рост? Даже в немногих сегодня сильных колхозах специалисты скажут, что сельскохозяйственное производство, село в целом вплотную подошли к опасной черте деградации и банкротства. А многие хозяйства уже перешагнули эту роковую черту.
Вы вместе со служащими Вам не за совесть, а за страх «вертикальщиками» пытаетесь доказать белорусам, что вот-вот потекут молочные реки и засверкают кисельные берега: мол, не сегодня, так завтра уже бы наступило изобилие, если бы не происки злополучной оппозиции. А на Гродненщине, выходит, еще и Домаш в свое время не то наследство оставил ее нынешнему руководителю – а тогда председателю знаменитого «Прогресса», многоопытному хозяйственнику Александру Иосифовичу Дубко, который вынужден теперь, истово очищать поля от сорняков, кстати, и в бывшем своем хозяйстве… Если, конечно, верить Вашим словам. Впрочем, оставим на совести Александра Иосифовича его молчаливое согласие с этой оскорбительной версией. Ему ли, проглотившему президентскую пилюлю, не знать истинное состояние дел (как бывшее, так и настоящее) в сельском хозяйстве области, его натужные «успехи» и реальные провалы?
Земледелие без технологий
Не в мнимых сорняках (культура земледелия в Принеманье всегда была и теперь остается несравнимо более высокой, чем в восточных областях) кроются причины того, что гродненская земля год за годом теряет свою урожайную силу. Рекордным, если кто-то забыл, был 1987 год, когда область собрала по 40,1 центнера зерна с гектара. А потом продуктивность хлебной нивы неумолимо снижалась, особенно заметно – с начала девяностых годов. В итоге среднегодовая урожайность зерновых за 1991-1995 годы составила 29,4 центнера с гектара. В следующие же «судьбоносные» пять лет, на которых Вы заострили внимание на шкловских «Дожинках», воистину сделан «рывок», прибавлено к этому результату 1,1 (!) центнера: уточненные на сегодняшний день погектарные намолоты зерна по области – 31,5 центнера.
И это при том, что под достижение этой цифры были списаны многие гектары посевов на заморозки и засуху, и где были, тем не менее, собраны зерновые, но не учтены, а использованы на общий итог. Кроме того, пять лет назад в испеченной хлебной продукции на второй день хранения не заводились мошки и болезнетворные микробы.
В последние три года ссылками на «неблагоприятные климатические условия» пестрят материалы областного управления статистики. Вот, к примеру, цитата из сборника документов «О работе народного хозяйства Гродненской области. Январь – декабрь 1998 г.: «Неблагоприятные климатические условия текущего года повлияли на урожайность зерновых и зернобобовых культур. Валовой сбор зерна сократился на 11 процентов»… Так можно бесконечно кивать на небеса, не делая сколько-нибудь заметных шагов по уменьшению зависимости сельского хозяйства от капризов природы.
Известно, что в первую очередь помогают преодолеть эту зависимость технологии интенсивного земледелия, массовым применением которых и славилась в свое время Гродненщина. Но о каких интенсивных технологиях можно сейчас вести речь, если объемы внесения минеральных удобрений по области сократились в последнее время, по самым скромным оценкам, наполовину, в ряде же районов и хозяйств земля получает треть, а то и меньше прежнего количества туков. Причина банальная: нехватка, а, вернее, почти полное отсутствие в большинстве хозяйств, за исключением немногих относительно богатых колхозов, денег на приобретение минеральных удобрений, средств химзащиты растений и прочего, без чего бессмысленно рассчитывать на стабильные урожаи.
В долгах, как в шелках
Свидетельство экономического кризиса на селе – финансовое состояние большинства колхозов области, не позволяющее вести расширенное воспроизводство. На банковских счетах всех сельхозпредприятий области за неделю до «громкой» жатвы этого года было всего лишь 335,6 миллиона рублей. А только на закупки топлива для уборочной техники требовалось более десяти с половиной миллиардов рублей! Понятно, что республиканские власти вынуждены были в который раз выделять на эти цели кредиты, которые, в итоге, все туже затягивают узел на шее сельского хозяйства. Еще до жатвы, требующей гигантских материальных затрат, общая сумма кредиторской задолженности хозяйств «благополучной» Гродненщины составила 22,7 миллиарда рублей и превысила дебиторскую в 5,9 раза! Не Вам, получившему экономическое образование в сельхозакадемии, объяснять, что для нормального функционирования производства кредиторская задолженность не должна превышать дебиторскую.
Если суммировать все полугодовые долги колхозов и совхозов области, то они приблизились к 30 миллиардам рублей – по 100 миллионов рублей в среднем на хозяйство. Реализуемого по осени урожая вряд ли большинству хозяйств хватит на то, чтобы рассчитаться и с этими, и с новыми долгами, не говоря уже о производственных приобретениях, о возможности поднять людям нищенскую зарплату. Да и ее приходилось ждать месяцами. Задолженность сельхозпредприятий Принеманья по зарплате достигла за полугодие астрономической суммы в 1,705 миллиарда рублей. Теперь, судя по победным рапортам райисполкомов, зарплату людям выплатили. В основном за счет новых кредитов…
Кризисное состояние сельской экономики признал в интервью газете «Звязда» и сам Дубко, подчеркнув, что по сути ни одно хозяйство области не имеет оборотных средств для закупки материалов, техники, запчастей, горючего, выплат за электроэнергию и газ. За последние два года смогли закупить 182 уборочных комбайна, а списали только за прошлый год – 318. Комбайновый парк Гродненщины предельно изношен, 89 (!) процентов его отработало амортизационные сроки, что приводит ежегодно к заметным потерям выращенного урожая. К сожалению, у меня нет данных по потерям на прошедшей жатве. Но вот что писал председатель облисполкома А.И. Дубко в прошлом году в аналитической записке в Совет Министров: «Из-за изношенности комбайнового парка область в 1998 году потеряла примерно по 5 центнеров зерна с каждого гектара, всего около 20000 тонн на сумму 90 миллиардов рублей». В этом году потеряли, понятно, не меньше, если не больше, потому что, как отмечается в этой записке, «выбытие комбайнов опережает приобретение более чем в два раза, и эта тенденция по объективным причинам нарастает».
«Победы» животноводства
В последние годы все более набирает силу и грозная тенденция падения объемов производства молока и мяса, резкого снижения продуктивности животных.
Производство свинины, бывшее в свое время действительно настоящим примером уровня его интенсификации для других областей республики, неумолимо падает. Высокой эффективностью отличались свиноводческие комплексы, на которых сейчас содержится 72 процента общего поголовья свиней. Их количество только за 8 месяцев нынешнего «победного» года уменьшилось на 36 тысяч… На комплексе СКП «Нива» Вороновского района свиней стало меньше на 6344. В колхозе имени Черняховского Кореличского района – на 4330, в колхозе имени Чапаева Островецкого района – на 1200. Перечень можно продолжать… И это при том, что была поставлена «грандиозная» задача: увеличить производство свинины на 2-3 процента к низкому, заметим, уровню прошлого года. Задача решена: производство свинины… уменьшилось за 8 месяцев на 12 процентов. Продуктивность животных опустилась «ниже колена» – среднесуточные привесы свиней составили всего 386 граммов, а сокращение поголовья так и не удалось остановить. Кое-как еще вытягивают областные показатели только два района – Гродненский и Берестовицкий, где наращивают производство свинины к уровню одного из лучших для отрасли 1989 года. Во всех без исключения остальных районах – большой «минус».
Вот уже несколько лет подряд не только свиноводство, но и вся животноводческая отрасль в целом входят в зимовку скота с дефицитом кормов. Да каким! К зимне-стойловому периоду 1999-2000 года запасли их в среднем по области только 55 процентов к потребности. Более чем в сотне колхозов и совхозов запасы кормов не превышали и 35-процентную отметку. За 8 месяцев валовой надой молока вновь, как и в прошлом году, сократился. Мизерными выглядят почти во всех районах удои в среднем на одну корову. И в молочном, и в мясном скотоводстве, как и в свиноводстве, та же тенденция – падение продуктивности животных, сокращение поголовья. «Рекорд» нынче, как сообщила на днях подведомственная Дубко «Гродзенская праўда», поставили Ивьевский и Дятловский районы, где среднесуточные привесы крупного рогатого скота за летний период составили соответственно 273 и 299 граммов. Количество скота в первом районе уменьшилось на 2800 голов – целый комплекс! Ниже пятисот граммов привесы и во всех остальных районах, за исключением, опять же, Гродненского и Берестовицкого. Не случайно производство говядины стало убыточным для большинства хозяйств. Такого еще не было!
Кадровая чехарда
Только слепой не видит, что сельское хозяйство Гродненщины загнано в тупик. Если в растениеводстве область даже при нынешних, установленных Вами правилах заведомо проигрышной экономической игры, еще может по отдельным показателям периодически достигать уровня 1990 года, то в животноводстве, по мнению знающих ситуацию специалистов, уже никогда не вернется на былые позиции! 1990 год в качестве ориентира выбран Вами не только для сельского хозяйства, но и для экономики страны в целом. Но в минувшем десятилетии шесть лет приходится на время Вашего (и Ваших назначенцев на местах) безраздельного правления. И если Вы ориентируетесь на прежние, не при Вас достигнутые результаты, то не является ли это признанием того, что за годы Вашего правления республика ни на шаг не продвинулась по пути развития экономики? В том числе и сельского хозяйства. В том числе и на Гродненщине, руководителя которой вы любите поощрительно похлопывать на людях по плечу, получая при этом благодарную улыбку.
А вот многим председателям райисполкомов, большинству колхозных руководителей, измученных производственными и финансовыми проблемами, загнанных в угол жесткими командами сановных чиновников не до улыбок. Только за пять месяцев нынешнего года уволились по собственному желанию 16 руководителей хозяйств, двое ушли по состоянию здоровья. Иных «ушли» вышестоящие начальники. В Кореличском районе, к примеру, за два года заменили более 50 процентов руководителей хозяйств. В Свислочском районе имели место факты, когда на сельхозпредприятии за год-два менялось до трех руководителей. Но эта кадровая чехарда не поможет вырваться из тисков нарастающего кризиса. И это происходит на Гродненщине, всегда славившейся лучшими кадрами в республике. В свое время я их очень ценил и берег. Своих явных оппонентов я не увольнял, а к некоторым относился лучше, чем к своим сторонникам, так как ценил их профессионализм. Уже после меня, в 1996-1998 годах в области были заменены 88 процентов начальников районных управлений сельского хозяйства, 52 процента колхозных руководителей, 37 процентов главных специалистов хозяйств. Но сколько-нибудь заметного эффекта масштабные кадровые замены в большинстве случаев не могли дать в условиях закостеневшей, ограниченной системы, которая использует давно забытые в цивилизованном мире командно-административные методы руководства.
Если говорить о движении сельского хозяйства, об успехах которого Вы громогласно заявили на шкловских «Дожинках», то оно действительно шагает все быстрее. В тупик. Ваш вариант аграрной политики сработал и на Гродненщине. И эффект его – отрицательный. Другим, в насаждаемых Вами условиях экономической несвободы, крепостного, иначе не назовешь, закабаления хозяйственной инициативы, подавления крестьянской предприимчивости, присущей моим землякам, он просто не может быть. Но судьба страны, на глазах теряющей свою продовольственную безопасность, для Вас, похоже, – пустой звук…
|