Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Когда мясо усыхает, развязываются кошельки

Не стало народного контроля, но голос «народа» продолжает звучать, глаза – видеть, уши – слышать. А когда переполняется чаша терпения, человек берется за перо и начинает писать: «Уважаемый председатель! Нет больше сил молчать, глядя на беззакония, которые творятся на Лидском мясокомбинате. Мясо воруют тоннами...»

А дальше называются участки производства, материально ответственные лица, которые, по мнению пишущего (пишущих) в Комитет государственного контроля, и творят те самые беззакония. Здесь нет недостатка в эмоциях и обобщениях, олицетворяющих «белорусскую мечту» – строительство коттеджей при удивительно низких должностных окладах...

Специалисты Управления Комитета государственного контроля Гродненской области, участвуя в тех или иных проверках, руководствуются не эмоциями – их деятельность регламентируется законами, нормативными актами, ведомственными инструкциями. Официально то же говорят о Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома, в непосредственном подчинении которого находится областное унитарное предприятие «Лидский мясокомбинат» (директор В.Окунев). Специалисты облсельхозпрода также были вовлечены в проверку, инициированную госконтролем, – по следам критического письма. Совместными усилиями они выявили серьезные нарушения учетной политики на Лидском мясокомбинате. И уже в первый день проверки стало очевидным упущение крайнего срока очередной инвентаризации мясной продукции, которую следовало провести (в соответствии с ведомственной инструкцией) до 1-го августа т.г. Места охлаждения, заморозки-хранения мяса тут же опечатывались, и шла инвентаризация свинины и говядины. Забегая вперед, скажем: выявлена недостача 2,9 тонны свинины на сумму 2,4 миллиона рублей.

Избавим читателей от обилия деталей и тонкостей, присущих «мясной арифметике» – методике расчетов, которой пользуются бухгалтеры, контролеры, ревизоры и т.д. Ясно другое: начальство комбината не обеспечило достоверный и своевременный учет давальческого мяса на холодильнике. Оно загружалось в камеры, где хранилось мясо предприятия, т.е. обезличивалось. Старший кладовщик холодильника М. Меньшикова вела карточки учета исключительно по давальцам-колхозам. В одну карточку «сваливалось» мясо говядины и свинины различных категорий, в том числе свинины в шкуре и без шкуры. Такой метод учета давальческого мяса не позволял оперативно осуществлять контроль за правильностью выведения остатков мяса на холодильнике. А эти «остатки» могут быть и соблазнительно сладки... Но это – вполне земная гипотеза, область житейских умозаключений, но еще не информация для прокурора.

Производство, где каждый температурный градус при охлаждении (заморозке) мяса неминуемо сказывается на усушке, конечном весе отгружаемой продукции, требует ясной и безупречно корректной учетной политики, строгого контроля за технологическими процессами и высокой дисциплины от исполнителей. Здесь же, мягко говоря, не без погрешностей. А в ряде случаев, когда мясо попадало в большегрузные автомобили и при выезде с территории предприятия нельзя было взвесить машину с грузом на весах мясокомбината, мясо взвешивалось – официально – под присмотром комиссии. Правда, акты взвешивания членами комиссии не составлялись, и тщетно искать в товарно-транспортных накладных фамилию представителя охраны. А что извлечешь из неразборчивой подписи!? Согласитесь, что в подобных случаях возникают подозрения: чем черт не шутит, когда охрана спит...

Проверка мясокомбината завершилась в конце октября. Одиннадцать материально ответственных лиц предприятия внесли в его кассу 2,4 миллиона рублей (денежный эквивалент выявленной в ходе проверки недостачи свинины). Начальник холодильника И.Довжик, старший кладовщик М.Меньшикова приказом директора мясокомбината освобождены от занимаемых должностей. Подготовлены материалы о привлечении к административной ответственности директора предприятия В.Окунева и главного бухгалтера А.Мороз.

...Я сомневаюсь, что автор(ы) письма в Комитет государственного контроля удовлетворен(ы) масштабами выявленной «усушки» свинины на Лидском мясокомбинате и мерами наказания виновных. В таких случаях правдоискатели жаждут «большой крови», хотя в том же народе не зря говорят: не пойман – не вор.

В студенческие годы я не одну неделю работал на двух гродненских мясокомбинатах. Чтобы все так ели колбасу, как уплетал я ее в ту пору! Сам взять не мог, но товарищи-грузчики кормили и простофиль. И домой возвращались грузчики не с пустыми руками. Не только они, и с других цехов что-то выносили... Как только начальство, бухгалтеры сводили тогда концы с концами! А как сейчас сводят? Или теперь у мяса вертятся одни простофили?

Вадим ЖУРАВЛЕВ

Назад