Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Граждане, берегите лифты...

Обычная девятиэтажка в Гродно. Захожу в темный – мечта для маньяка – коридор, добираюсь до площадки перед лифтом и нажимаю покореженную, черную кнопку вызова, исцарапанную загадочными символами. Внутри кабина выглядит не лучше. Все те же таинственные знаки, понятные, наверное, только самому «художнику»: глубокие царапины-шрамы, с пола до потолка кричащие слова, явно не из орфографического словаря, следы порезов, поджогов. Где я? Одним словом, внешний и внутренний вид лифта ни в чем не уступает легендарным стенам Брестской крепости. А действует он, между прочим, не более 5 лет. Для лифта это не много, учитывая, что установленный срок эксплуатации – 25 лет.

Как ни печально, но с первых дней работы лифт подвергается жесточайшему насилию со стороны тех, кому он верно служит. Зажигалками, спичками, сигаретами жгут кнопки, пластиковые плафоны ламп (из-за чего уже несколько раз случались пожары), или просто вывинчивают отдельные детали и перепродают затем на городских рынках, как ни странно, по государственным расценкам. Кстати, одна кнопка на пульте вызова обходится лифтовой службе в 3800 рублей, а целый пульт – 37 тысяч. Правда, находчивые лифтеры додумались «портить» товарный вид тех частей, которые пользовались наибольшим спросом, выцарапывая на них свои инициалы или фамилию. С надеждой, что не позарятся на помеченную детальку, а если все же не побрезгуют – так ее завсегда можно узнать, а незадачливого «бизнесмена» с поличным доставить в соответствующие органы.

Все, кто пользуется лифтом, с ситуацией знакомы: и говорят, и возмущаются, и ругаются. Но признаки вандализма не исчезают, скорее наоборот. Вот уже почти 40 лет, со времени появления первых многоэтажек в Гродно, мастера лифтового дела сражаются за своих «подопечных», пытаясь пробудить у пользователей уважение к лифтам. Да и с чем только в нашей стране мы ни сражаемся, за что ни бьемся и с кем (чем) ни боремся. Вот только результатов...чуть.

Едешь с работы домой. Повезло, что пораньше закончился рабочий день, повезло, что автобус пришёл вовремя, повезло, наконец, что не сломан многострадальный лифт. Входишь в кабину, гостеприимно распахнувшую двери, нажимаешь свой «энный» этаж и... Где-то между пролетами везение заканчивается. Лифт умер. Вызываешь аварийную службу. Обещают приехать и действительно приезжают... через 50 минут. Волей-неволей станешь к лифту относиться, как к злейшему врагу, да и к лифтерам, само собой, особого уважения и благодарности не испытываешь. А в следующий раз вообще не станешь их вызывать. Зачем, если за 10-15 минут тебя освободит случайно подвернувшийся сосед, разломав двери чуть ли не ломом.

Зачастую акты вандализма сами лифтеры поясняют красивым словом «менталитет» и добавляют, многозначительно вздыхая: «Наши люди...». Интересно, что в школе учителя говорят нам о человеке, как о венце творения. Но «венцы» не творят, а чаще разрушают и ломают. Вот и новые, полностью выполненные из металлов пульты управления кабиной лифта, официально называются «антивандальные» – специально для белорусских лифтов. А электронные лифты, новинка для Беларуси, не прижились в нашей среде. Стоит посильнее ударить ногой – и отключилась новинка. Мен-та-ли-тет...

Не удивительно, что в некоторых высотных домах (более 9-ти этажей) особо бережливые лифтеры не запускают добавочные грузовые лифты. Так и стоят они, не обжитые человеком, а у мастера и сердце радуется оттого, что хоть несколько лифтов уберег. И кто-то с тяжелым холодильником или шкафом на плечах поднимается на тринадцатый этаж.

Когда во время разговора с мастером акционерного предприятия «Гроднолифтспецмонтаж» Белохозом М. И. я попросила высказать свои пожелания всем, кто пользуется лифтами, он, безо всякой надежды быть услышанным, произнес знакомые слова: «Добросовестно относитесь к лифтам, ведь лифт – это достояние всего народа. Следите за своим поведением в лифте. Не ломайте его преднамеренно, не исписывайте его бранью...».

Впрочем, об этом можно говорить долго. Но наше сознание, как мне видится, может прояснится только после того, когда за ремонт и эксплуатацию лифтов мы на 100 процентов начнем платить из собственного кармана. За надписи, за брошенные окурки, поджоги, царапины и прочее насилие над техникой, которая нас обслуживает, пора выставлять счет. Это должно поправить положение. Об этом, кстати, свидетельствует опыт развитых стран. В этой связи не лишним будет напомнить нашим гражданам, что обслуживание одного пассажирского лифта ежемесячно обходится соответствующим службам в 23700 рублей, а его замена в 16200000 рублей. Стоит задуматься.

Выхожу из лифта и останавливаюсь. Почему-то захотелось попросить у него прощения. Но лифт, закрыв двери, покорно последовал на чей-то вызов, молча унося свою боль и обиду. Одинокий боец жилого фронта.

Ольга Артёменко

Назад