Игнатовича обвиняют в исчезновении Завадского
11 мая заместитель генерального прокурора Беларуси Михаил Снегирь и руководитель следственной группы полковник юстиции Иван Бранчель на пресс-конференции рассказали о расследовании преступлений, совершенных «бандой, организованной гражданином Республики Беларусь Валерием Игнатовичем».
По делу опрошено более тысячи свидетелей, из них свыше пятисот – по факту, связанному с похищением оператора ОРТ Дмитрия Завадского. Проведено около 170 экспертиз. Объем уголовного дела составляет 38 томов. По словам М.Снегиря, никакого давления на следственную группу, кроме угроз самих подследственных, не оказывалось. Он отверг политическую подоплеку данного дела и заявил, что никакие материалы (два тома и две видеокассеты, как о том сообщалось в прессе) из дела не пропадали.
Продолжение на стр.5В рамках уголовного дела фигурировали в общей сложности 25 преступлений. По словам руководителя следственной группы Ивана Бранчеля, 17 преступлений расследовались и еще по 8 проверялась причастность группы Игнатовича. Как сообщил И.Бранчель, в процессе расследования установлено, что бывший сотрудник спецподразделения МВД «Алмаз» Валерий Игнатович совместно с действовавшим сотрудником этого спецподразделения создали преступную группу. Они вооружились разнообразным оружием, приобрели несколько машин. Меняя автомобили, разъезжали по территории Беларуси и совершали преступления. «Первое преступление, которое с достоверностью доказано и вменено в вину, – это разбойное нападение в Жодино, которое было совершено 9 декабря 1999 года. Они ворвались в квартиру. Знакомый хозяйки квартиры им попытался воспрепятствовать, и они его несколько раз ударили ножом в спину, но тому удалось вырваться. Возвращаясь в Минск, они приняли решение расширить группу и привлекли еще одного бывшего сотрудника милиции. В тот же вечер они выехали в Борисов, где, напав на квартиру одного из предпринимателей, убили хозяина и похитили денег и ценностей на 2 миллиона рублей» – рассказал Иван Бранчель. Затем группа совершила ряд других разбойных нападений, в частности, в Марьиной Горке. В деревне Ковалево был похищен один из жителей, в той же деревне группа напала с целью ограбления на один из домов; они убили дочь хозяйки и завладели ценностями на 3 миллиона рублей. 22 марта 2000 года эта группа напала на квартиру по Партизанскому проспекту в Минске, которую снимал гражданин Азербайджана Алиев. В квартире в момент нападения находилось 6 человек, пятеро из них были убиты. Уцелела лишь трехлетняя девочка, которая во время совершения преступления спала.
На данном этапе следствия группе Игнатовича вменено 9 преступных эпизодов – убийств, грабежей, похищений людей. Среди них – похищение оператора ОРТ Дмитрия Завадского. По другим, выделенным в отдельное производство, расследование продолжается. Иван Бранчель подробно остановился на деле Завадского. По его словам, «обвинение предъявлено в похищении и лишении свободы Завадского. Мы не можем сказать, какова судьба Дмитрия Завадского. Либо он убит, либо похищен, и его скрывают. Если у нас есть хоть один шанс сомневаться в его смерти, мы должны считать и надеяться, что он жив. Потому группе Игнатовича предъявлено обвинение в похищении и лишении свободы Завадского, а в отношении его исчезновения дело выделено в отдельное производство и расследование продолжается. Только когда мы установим, жив или мертв Завадский, мы сможем поставить точку в этом деле», – сказал Бранчель.
По словам руководителя следственной группы, группа Игнатовича похитила Дмитрия Завадского, когда тот направлялся на автомобиле в аэропорт «Минск-2». В машине Игнатовича была обнаружена лопата с «биологическими фрагментами, принадлежащими Завадскому». Мотивом преступления якобы стала месть Игнатовича Завадскому за то, что он в своем интервью «Белорусской деловой газете» заявил, будто бывшие сотрудники белорусских спецподразделений участвуют в чеченской войне на стороне боевиков. Хотя в этой связи в интервью не называлась конкретная фамилия, Игнатович был показан в одном из репортажей на НТВ. К тому времени Игнатович был активным членом белорусского отделения РНЕ и даже претендовал на лидирующую роль в этой организации. Однако после этого эпизода руководителем белорусского отделения РНЕ Глебом Самойловым был издан приказ об исключении Игнатовича из организации. Якобы поэтому бывший офицер «Алмаза» и задумал отомстить Самойлову. Следствие по убийству Самойлова выделено в отдельное производство и продолжается. Правда, на данном этапе причастность к этому преступлению членов группы Игнатовича не доказана.
Отвечая на вопрос о причастности к преступлениям данной группы полковника СОБР Министерства внутренних дел Беларуси Дмитрия Павлюченко, руководитель следственной группы сказал: «Павлюченко не обвиняемый. Он проходит как свидетель. Причастность его к преступлениям, совершенным группой Игнатовича, не установлена. Я знаю, что он задерживался, но задерживался он сотрудниками КГБ. Пожалуйста, все вопросы к ним». И.Бранчель также отметил, что ему ничего не известно о 120 тысяч долларов и видеокассетах с записями преступлений группы Игнатовича. «Я знаком с протоколом обыска, в нем такого не значится», – сказал следователь.
Геннадий БАРБАРИЧ, БелаПАН
|