Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Культура

«...Там леший бродит, русалка на ветвях сидит»

Галерея Тизенгауза продолжает радовать своих посетителей. На этот раз всего на три недели в ее залах расположился необычный вернисаж – совместная выставка двух авторов: художника Марины Дубовик и скульптора Анатолия Зубанова.

Достоинства живописи каждый может оценить непосредственно в галерее. А вот о деревянной миниатюре, гораздо скромнее представленной в наших выставочных залах, хочется немного рассказать.

Посетители галереи приятно удивятся числу представленных экспозицией работ – 250 скульптур. А если перевести это число во временные рамки, то получатся целых пять лет увлеченной работы. Для персонажей выставки этот вернисаж – своеобразный выход в свет, ведь прежде, чем заполонить залы галереи, они ютились в картонных ящиках на работе и в доме своего создателя. Их большая часть – миниатюры, работы высотой всего в несколько сантиметров. Некоторые из них представляют собой деревянные вариации японских нецке.

Несмотря на небольшие размеры, почти каждая фигурка может содержать в себе непростое композиционное решение: несколько (особо внимательные зрители увлеклись подсчетом и пришли к выводу – минимум пять образов).

Это первое, что бросается в глаза. Следующее, о чем задумывается зритель, – крошечные размеры скульптур, порождающие один и тот же вопрос, обращенный к автору: пользовался ли он лупой? Как выяснилось, нет, не пользовался.

Но, пожалуй, самое удивительное – это тот необычный мир, общение с которым дарит экспозиция. Материал для своих работ – природную древесину – Анатолий находит в лесу. Далее он освобождает ее от коры, древесных наростов и, извлекая из дерева нежность и пластичность, творит собственный мир – мир, который населяют веселые лешие, озорные чертики, серьезные домовички... Как правило, последний этап работы – покрытие скульптуры специальным восковым составом, приготовленным по старинному рецепту.

Работы, находящиеся на выставке, не имеют этикеток с названиями. По словам самого автора, их отсутствие – шаг преднамеренный. Действительно, оформить большое количество миниатюр бумажным сопровождением довольно-таки трудно. Но основная причина в другом: гораздо важнее было подтолкнуть зрителя к тому, чтобы он «включил» воображение и наполнил каждую скульптуру собственным содержанием – единственное условие, при котором усилия автора имеют смысл, а сделанное им обретает жизнь.

Особенности работ Анатолия позволили искусствоведам размышлять об их стилевом разнообразии – от исконного декоративно-прикладного творчества до сюрреалистической трактовки образов, а неискушенным историей искусств зрителям – восхищаться уровнем мастерства и фантазией автора.

В обычной жизни Анатолий Зубанов работает в Доме творчества городского поселка Рось. Прежнее его занятие – графика и монументальная скульптура – не совсем отошли на задний план. Просто увлечение деревом – теплым и от того близким – взяло верх...

Сейчас под его руководством находится курс резьбы по дереву. Ребята, с которыми занимается скульптор, также непростые. Их семеро – и все они из той категории, которую принято называть трудными подростками. Однако учитель считает, что «чувствуют они глубже, и взгляд на жизнь у них взрослый», а оттого и работы, сделанные такими детьми, намного содержательнее.

В ближайших планах автора – издание книги. Это одна из причин, по которой большинство работ не подлежат продаже.

Как было отмечено на открытии, Анатолий Зубанов не обычный резчик по дереву. Он успешно заполнил нишу, пустовавшую прежде. И его работы – пример того, как автор не просто обрабатывает кусочек дерева, а, освобождая его от всего лишнего, наполняет сокровенным смыслом.

Анатолий не очерчивает свое творчество каким-то жесткими рамками. Темы, которые им разрабатываются, диктует как сам материал, с которым работает скульптор, так и его внутренний мир. В этом нетрудно убедиться: персонажи экспозиции, невольно превратившейся в чарующее действо, населяют и славянскую мифологию, и библейскую историю, и реалии современности, воплощенные резчиком и оставленные зрителю на полочках выставочного зала – на восхищение и осмысление.

Небольшая особенность: среди выставленных работ у Анатолия нет тех, что были бы особенно им любимы: «Я быстро разочаровываюсь в своих работах: во-первых, мне интересен сам процесс, а, во-вторых, я стараюсь «вытянуть» из этой работы все, что могу... Остальное – за зрителями. Пусть ищут, пусть находят».

И действительно, почти каждая скульптура – это сплав образов, рождающихся друг из друга, плавно перетекающих один в другой. Так что у посетителей галереи будет возможность и тепло улыбнуться, и немного поразмышлять. Через две недели экспозиция переедет под Минск – радовать и восхищать новых зрителей. Времени осталось не так уж и много.

Н. ЮСУБОВА

Назад