продолжение темы
Принц и нищий:контрасты Социалистической
При Александре Дубко эту улицу кое-кто называл «Шляхом губернатора»: она, Социалистическая, и теперь связывает «дом председателя»
с Гродненским облисполкомом. Знает эта улица и самого титулованного в нашей стране Александра – и по сей день президента Беларуси – Александра Лукашенко. Улица Социалистическая, ее кварталы, по мнению специалистов, явно заждались реконструкции,
а кто-то добавит: и переименования... Но так, судя по письму в редакцию, думают далеко не все, кто живет в ее кварталах.
Рассказывают, что глава государства, проезжая по Социалистической, тыкал пальцем державной ручищи своей в дом N32. И губернатору было неловко: шли годы, давно выселенный дом стихийно растаскивался и разваливался, но руки до него все как-то не доходили. Такая «архитектурная» дрянь – без претензий на руины античного мира, да еще вблизи облисполкома и городской мэрии – кому понравится?! И вот нашелся хозяин – ООО «Консент». Тот дом был куплен на аукционе, а в январе с.г. его снесли до основания.
Теперь это место спрятано высоким деревянным забором, и – ближе к весеннему теплу – здесь, если не помешают всевозможные казусы-ляпсусы, развернется строительство нового административного здания. Своими фасадами оно повторит архитектурные образы, линии снесенного дома. Генеральный директор ООО «Консент» (с английского «согласие») Андрей Лущ не рискует назвать точную дату завершения строительства, но в календаре 2003 года ей место все же найдется. «Генеральный» – лицо очень заинтересованное, и не только потому, что его бизнес не терпит пустой траты денег. Андрей Лущ родом из Гродно. Здесь, рядом с Социалистической, на Павловского, живет его мама, и опять-таки рядом с новостройкой – средняя школа, где он учился.
Все для него здесь не чужое. Андрей все еще молод, чтобы думать о денежке-подачке Харону, однако мысль оставить после себя в Гродно нечто хорошее его посетила не сегодня. И давайте поверим человеку, если вообще не желаем думать о людях плохо... Пять лет Андрей Лущ, как военный инженер-электрик, строил «объекты» на Кольском полуострове, для Северного морского флота. Надо полагать, что и на улице Социалистической, 32 он не будет сыпать труху, тем более – для себя. А вот мешать ему будут, как и он сам, иногда не догадываясь об этом, уже портит кровь жильцам дома N30.
А между тем за средства ООО «Консент» во дворе дома N30 будет положена тротуарная плитка, сооружена беседка, площадка для выбивания ковров... Разумеется, что гродненская власть «попросила» предпринимателя сделать это (и более существенное) из кармана ООО. И бизнесмен понял... Подобные «просьбы» и на Западе культивируются.
С двухэтажным домом N30, построенном в конце XIX века, суждено блокироваться административному зданию, об архитектурном образе которого мы уже рассказали (и проиллюстрировали) в январском номере «БИ». Оттуда и пришло в редакцию письмо; из него видно, что «жильцы дома» – их фамилии не названы – не рады ни новому строительству, ни проекту благоустройства их двора. Позже я узнал, что народ этот не из робкого десятка – его подписи стоят под прошлогодним коллективным обращением в Комитет государственного контроля. И вот сегодня те же люди говорят, по сути, о той же боли.
В этом доме дюжина квартир, но лишь четыре из них, по данным ЖЭС-1, приватизированы. В них живут и очень одинокие люди, и пенсионеры, пожилые люди (их немало в этом доме), но звучат здесь и детские голоса (на весь дом их – «октет»). Я общался с жильцами четырех квартир, они допустили меня к своему очагу. Ни об одном из них я не думал и тем более не говорил плохо, но каждого... обидел, хотя сердцем (не башкой) вполне на их стороне.
Вспоминаю детство. Я до пятого класса носился по провинциальному городку своему в трусах и в майке, босиком. Носился по земле, по траве, по грязи, по шоссе – не по асфальту... И теперь, старея, ни за какой «элегантный» небоскреб не дам и пучка травы подзаборной – и без того треть планеты в бетон закатали! Я сочувствую тем, кто варит варенье из сливы, красиво цветущей и плодоносящей во дворе на Социалистической, кто против гостевой автостоянки (в этот доме, как пишут его жильцы, нет даже мотоцикла). И тем сочувствую, кому дорога «своя» скамейка, кто не желает не только автостоянки, площадки для сбора бытового мусора с контейнерами, но и обещанной беседки, потому что к ней обязательно прибьются чужие пьяницы... И что до того, что трава в том патриархальном дворе жиденькая и выбитая, что сохнут и ломаются деревья, что после дождей земля раскисает, – люди привыкли к этому, кто – за 10, кто – за 25,а кто и за все 40 лет жизни в этом доме. Он не должен стать Проходным двором!
И вот теперь вы заявляетесь в этот дом с чужым – и без нашего согласия – проектом, с топором для рубки (пусть и избирательной) деревьев, с шумом и грохотом на стройплощадке, с офисами для богатых людей, с баром – для кого он приятное соседство? – в полуподвальном здании... А вы, «г-н Журавлев, если вы так красочно описали, как нам «крупно повезло» (в газете: «кое-кому солидно повезло» – авт.), то, будьте добры, поинтересуйтесь у своих заказчиков на Вашу оптимистическую статью, все ли они сделали для нашего облагодетельствования».
Я не обижаюсь, но эту «статью» мне никто не заказывал. Ни «Консент» (бизнесмены не любят высовываться), ни архитекторы (в их среде есть собственные суеверия). И хотя мое сердце на стороне «пучка травы», все же башкой своей я на стороне и властей, и архитекторов, и заказчика: «патриархальные дворы» с их доисторической грязью в историческом центре Гродно – не для XXI века, не для загранинвестора, не для иностранного туриста, а главное – не для детей и их родителей, живущих в «социалистическом» доме N30. Это понимают и старики, но ведь и сердцу не прикажешь биться иначе, чем жизнь заставила и приучила... И почему это «одни» – ни с того, ни с сего разбогатевшие – строятся, а «другие», познавшие и войну и труды тяжкие, даже квартиру не могут свою отремонтировать!?
Если сделать явью новое административное здание «Консента» и оставить прежним дореволюционное, жилое N30, местами растрескавшееся и давно не знавшее капитального ремонта, то возникает пара противоположностей – «принц и нищий», а это уже проблема – социальная, экономическая, политическая... И есть частная проблема, хотя и ситуационная, но донельзя ядовитая: что за дрянь эта извечная – новое строительство у дома твоего, да еще в квартале с плотной застройкой! Душу вымотают, пока построят, и это правда...
И вот здесь-то наши власти кое-что не учли. Как мне сказали в ЖЭС-1 (победитель последнего смотра-конкурса по благоустройству в Ленинском районе, начальник ЖЭС – Тамара Моисеева), в 2003 году планируется основательный ремонт ныне страшноватых лестничных клеток в 30-ом доме, а в нынешнем – профилактический осмотр и «тактический» ремонт, не требующий больших затрат. А если бы эти работы совпали, а еще лучше – опередили снос и ожидаемое строительство дома 32-го, то ведь и настроение жильцов было бы другим.
Только не надо говорить, что денег нет (речь о тактике): в историческом центре Гродно новое строительство – редкость. Есть и другой аргумент, вытекающий из информации заместителя генерального директора ОУПП «Гродненское жилищно-коммунальное хозяйство» Андрея Владимировича Андреева: по основным показателям капитального строительства наш город вышел, оказывается, на уровень 1990 года. Значит, появляются дополнительные ресурсы для маневра. Значит, 30-й дом мог бы рассчитывать на календарные тактические предпочтения.
Впрочем, мне легко говорить. А в кварталах старого Гродно, в его историческом центре полторы сотни домов нуждаются в серьезном капитальном ремонте, а там тоже люди с их радостями и печалями. К тому же так сложилось, что в тех домах живут отнюдь не состоятельные люди, новую квартиру им не купить, там нередко на хлеб насущный, на кусочек масла денег не хватает... Работая над темой, я днем и вечерами бродил по дворам старого города, входил в подворотни и подъезды старых домов и, извините, вглядывался в незатейливые занавески, цветочки разные на широких подоконниках... Всякое видел, трущобы – тоже. Наши – не петербургские, не прочие чужестранные, оттого и больно...
В беседах с жильцами дома N30 всплыло и не спрогнозированное мной обстоятельство: кто-то уже присматривался, приценивался к их квартирам (кстати, потребительская стоимость этого неказистого жилья в скором времени неизбежно возрастет, поскольку внутренний двор, наружный тротуар у этого дома станут удобней и краше). Такое внимание к «окружающей среде» еще больше проявится, когда административное здание под номером 32 – а это два этажа плюс мансарда – займут офисы ООО «Консент», других фирм.
Придет время, и здесь развернется деловая жизнь. А владельцы офисов, «домов и пароходов» – по мере накопления денег – станут расширять свое влияние на близлежащей территории: у кого-то появится желание купить квартиру, дом или построить новое здание... Вот эти люди, эти фирмы, их деньги со временем и станут определять облик Социалистической, ее кварталов. Они-то (прошу понимать не буквально «Консент» и некую Компанию) и переименуют эту улицу в Предпринимательскую. Дело не в форме, не в названии улицы, хотя один видный бизнесмен такую идею уже проговаривал, и не в этом году, а гораздо раньше.
Догадываюсь, что мои оппоненты с Социалистической мною будут опять недовольны. Могут они и новое письмо написать, протестное. Не скажу, что это меня порадует. Мне очень не хочется огорчать людей, особенно пожилых. Что поделаешь – сейчас моим пером не сердце водит, а холодный рассудок...
Вадим ЖУРАВЛЕВ
|