Аптеку-музей посещают не только гродненцы, но и гости города из стран ближнего и дальнего зарубежья, о чём свидетельствуют записи в книге отзывов. Наиболее часто и организованно здесь бывают польские фармацевты. И не с пустыми руками - каждый раз ими передаются новые экспонаты для музейной экспозиции.
Картина Владимира Качана привлекла внимание председателя секции истории фармации Белостокского отдела Польского фармацевтического общества магистра фармации Ирены Каллуар. В ней она нашла, по её признанию, ещё одно подтверждение легенды о небесном или божественном происхождении профессии фармацевта. До сих пор в картинах на эту тему аптекарем небесной аптеки обычно представлялся сам Иисус Христос. Такая трактовка темы особенно характерна для художников стран Западной Европы, и Польши в частности.
Владимир Качан, по мнению польской исследовательницы, один из немногих художников Восточной Европы, обратившихся к подобной тематике. Причём, в его картине впервые в роли аптекаря представлен не Иисус Христос, а небесный ангел как посредник между Богом и людьми, покровительствующий фармацевтическим работникам. Вот почему она сочла необходимым познакомить с картиной гродненского художника читателей Польши. Благодаря ей цветная репродукция картины в 1997 г. украсила обложку журнала «Фармация северо-западного региона», выходящего в Белостоке. А недавно ее статья «Небесные истоки фармации» и фотокопия картины помещены в варшавском журнале «Польская фармация».
Наблюдение за посетителями апетеки-музея показывает, что лишь немногим из них с трудом удается хотя бы частично постичь смысл картины. Постоянно им задаются многочисленные вопросы. Поэтому есть необходимость рассказать о ней. Идея ее создания, по собственному признанию Владимира Качана, навеяна поэтическим восприятием реальности современной жизни. В начале 90-х годов прошлого века, когда в Гродно, в связи с начавшимся экономическим кризисом, возникли проблемы с лекарствами, в городской аптеке №3, благодаря помощи заведующей-провизора Марии Рудь, для него без промедления было изготовлено остро необходимое лекарство. Проявленное к художнику внимание и милосердие подсказали ему тему и сюжет. Так в 1992 г. реальное событие получило отражение в форме картины мифологической направленности.
Владимир Качан – ищущий художник, и поэтому такой подход для него не случаен. С одной стороны, он автор многих картин, связанных с историей, религией и мифологией. С другой, ему как одному из авторов проекта постоянной экспозиции аптеки-музея было известно, что в старину в западных странах Европы нередко аптекам давались названия «Под ангелом», «Под архангелом», надеясь на покровительство этих сверхъестественных существ. Сейчас это редко делается, тем более в восточных странах. Поэтому использование ангела в роли фармацевта является новым средством выражения непрерывной связи прошлого с настоящим. Благодаря собственному восприятию и отражению современности, хотя и в мифологической форме, картина по праву может считаться заметной вехой в исторической живописи.
Аптечное дело в Беларуси имеет давнюю историю, связанную с растениями и животными. Еще в глубокой древности люди использовали их для исцеления от болезней. Существовали даже представления о сверхъестественной связи и кровной близости человека с определенным видом животных или растений. Это и послужило для Владимира Качана основой при разработке сюжета и композиции задуманной картины.
Главным действующим лицом в ней является аптекарь в виде сидящего крылатого ангела, покрытого легкой длиннополой накидкой. В его изображении художник отходит от классически совершенного образа и придает ему черты труженика-исследователя. Тень разочарования и легкой иронии на лице свидетельствует о временной неудаче в создании универсального средства от всех болезней. Перед ним атрибуты его профессии (раскрыт лечебник, аптечная посуда, целебные травы и пр.).
Второй важный элемент картины – чаша со змеей, занимает левую половину картины. В течение многих веков они были общемедицинской эмблемой, символизирующей мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые дела. Но художник по-своему модифицирует их классическое изображение. В представленном виде чаша выглядит несколько громоздко. Может быть, этим подчеркивается могущество исцеляющих сил природы. Тем самым значение ее не сводится только как к сосуду для хранения яда или противоядия. Она обильно украшена резьбой в виде переплетения ветвей и листьев и поэтому может рассматриваться как сосуд с лекарствами растительного происхождения.
Существовавшее с древности двойственное отношение к змее как носительнице добра и зла художник трактует однозначно. В его картине она, безусловно, символизирует добрые начала. Это нашло конкретное отражение в ее изображении. Поскольку чаша расположена по левому краю картины, то голова обвивающей ее змеи по традиции обращена вправо к ангелу. Этим как бы подтверждается существовавшее ранее представление о способности змеи учить искусству исцеления, сохранять медицинские знания. Причем, голова змеи и ангела впервые изображены рядом и на одной высоте. Таким образом создается иллюзия «разговора» единомышленников, занятых общим благородным делом.
Представленное толкование содержания картины небезупречно. Тайна беседы ангела и змеи о секретах аптекарского мастерства хотя и постигнута, но не до конца. Но нет сомнения, что новаторскими художественными приемами Владимир Качан в своей картине хотел показать необходимость и стремление отыскать новые способы выхода современного здравоохранения из кризисной ситуации. Нельзя не признать, что это ему во многом удалось.
До 1996 г. картина находилась в аптеке № 3, затем заведующая Мария Рудь подарила ее создаваемой аптеке-музею. Она хорошо вписалась в интерьер бывшей иезуитской аптеки, в здании которой до 1950 г. находилась аптека № 3. Рядом в музейной экспозиции висят портреты реальных последователей ангела-аптекаря. Это бывшие сотрудники аптеки профессор Ж. Э. Жилибер /1741-1814/ , провизоры И. О. Адамович /1803-1870/ , Э. И. Стемпневский /1879-1944/ и другие. В аптеке имеется отдел лекарственных трав, широко применявшихся в прошлом. Лечебные свойства их проверены временем. Благодаря доступности цен, они пользуются спросом населения.
Надеемся, что после этой публикации знакомство с необычной картиной Владимира Качана, получившей европейскую известность, станет более интересным и познавательным для посетителей аптеки-музея.
Федор Игнатович, старший научный сотрудник аптеки-музея