Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Дата

Кукольная страна

Более 20 лет назад на сцене двухсотлетнего театра спектаклем «Людвиг и Тутта» (режиссер-постановщик С.Юркевич, художник-постановщик Л.Быков) возвестил о своем появлении Гродненский областной театр кукол. В каком-то смысле для кукольников этот показ оказался даже символическим. Пройдет совсем немного времени, и труппа драматического перейдет в специально построенное для нее здание на улице Мостовой. А театр кукол займет освободившееся место в старом городском парке.

Квартирный вопрос

Рассказать о том, как все начиналось, из сегодняшних работников могут немногие. В человеческой жизни и в жизни театральной это расстояние совсем не равновеликое. Однако и в той и в другой, как оказывается, не последнее место занимает пресловутый квартирный вопрос.

Конечно же, первый спектакль – «Людвиг и Тутта» – был сыгран на настоящей театральной сцене, предоставленной областным драматическим. (Репетиции спектакля прошли в небольшом актовом зале Дома народного творчества.) Но еще на протяжении нескольких лет труппа, не имеющая ни собственного помещения, ни собственной площадки, показывала кукольные представления где придется: то на сцене городского дома культуры, то на улице Академической в актовом зале управления внутренних дел... И еще около трех лет вопрос со сценой оставался для театра, фактически рассредоточенного в нескольких местах, более чем актуальным. Его администрация занимала две комнаты на первом этаже Дома народного творчества (ул. Советская, 8). В первой ухитрились разместить не только директора, художественного руководителя и главного режиссера (все функции в одном лице исполнял первый главный режиссер театра Сергей Юркевич), но также гардеробную и импровизированный репетиционный зал. За дверью второй комнаты скрывалось все, что можно обобщить под хитрым названием «склад материальных ценностей»: музыкальные инструменты, материалы для изготовления кукол, нехитрый скарб... А вот театральные мастерские находились немного дальше, в лямусе – здании XVIII века (ул. Дзержинского, 1а). Сегодня он смотрит на город зияющими проемами окон и провалившейся крышей. Но тогда, перестроенный еще в 30-е годы под жилой дом, лямус был заселен гродненскими семьями, со дня на день ожидавшими переселения в более презентабельное жилье. Здесь, в освободившихся двух комнатах первого этажа, после ремонта, включившего установку окон, дверей и замков, и начал работать художник. А на простенькой швейной машинке и столь же «сложно» устроенном ученическом оборудовании (при помощи циркулярной пилы, на верстаках, сверлильном станке и токарном по дереву и по металлу и пр.), приобретенном при посредничестве облоно (на какие только ухищрения ни приходилось пускаться!), изготавливали декорации и буквально учились делать кукол. Кстати, некоторые из этих станков участвуют в их изготовлении и по сей день. Немного позже продолжавшие освобождаться квартиры стали занимать кукольники: молодые актеры, художник, бутафор, администратор...

Вместе с Сергеем Юркевичем и Леонидом Быковым историю гродненского театра кукол начинал первый состав актеров (сложившийся из выпускников отделения театра кукол Ленинградского института театра, музыки и кинематографии и Гродненского культпросветучилища) и работников кукольного: Елена Шиманович, Галина Сибирцева, Марина Глебович, Людмила Павловская, кассир Алла Мушинская, завпостчастью Виталий Окунев... Со следующего года труппу пополнили актеры Тамара Лабор, Вячеслав Корнев...

В 1984 году областной драматический театр переезжает в специально построенное здание на улице Мостовой. И в наследство от него кукольникам остается театр Тизенгауза. Въезд в который начался со ... скребков и метелок. Воодушевленные долгожданным появлением своего собственного помещения и вооруженные энтузиазмом новоселы чистили, мыли и скребли, белили и красили, клеили обои в крошечных гримерных. Именно тогда стены фойе и второго этажа покрылись рисунками Леонида Быкова: ими, после долгих раздумий, он решил украсить голые стены вместо фанерных щитов, оставшихся от предыдущих жильцов. В подмастерьях, на подхвате у главного художника, – которым и доверялось-то подмазать, да подкрасить! – успели побывать почти все. Сегодня забавные персонажи из кукольных спектаклей, принадлежащие кисти теперь уже легендарного Леонида Быкова, сохранились лишь на втором этаже здания.

С именем Сергея Юркевича всегда будет связано зарождение гродненского театра. А вот имя следующего главного режиссера – Николая Андреева – гродненские театралы связывают с новациями. С его приходом, со второй половины 80-х, в репертуаре кукольного начинают появляться спектакли для взрослых, актер выходит на сцену и становится полноправным участником действа, а драматические произведения претерпевают адаптацию к сцене театра кукольного.. Театр выходит на международный уровень.

Театр без привидения?!

Как все уважающие себя старые здания, гродненский театр просто не мог не иметь своего привидения. Сегодня актеры-кукольники хранят историю молодого актера-шляхтича, замешанную, как это бывает, на несчастной любви. В архивах города история отчасти закреплена настоящими документальными свидетельствами. И правда, гастрольный сезон года 1840-го начался для известной труппы виленского антрепренера Изабеллы Гурской трагически – со смерти актера Лосецкого, застрелившегося в гримерной на втором этаже. Что в действительности – несчастная любовь или денежный долг – послужило причиной фатального решения, не узнать. Но сердце человеческое с большей охотой верит, что деньги – ничто, а вот без капризов Амура здесь никак не обошлось. И с недавних пор во время капустников из-за кулис появляется фигура в черном. А современные обитатели здания, отвечая на вопрос о скрипящих лестницах, шорохах и шепоте, уже задумываются, как бы припоминая что-то. Пока, правда, припоминают не совсем ясно, ссылаясь, в основном, на слухи. Но уверенный тон – это вопрос времени. А то, что привидение появилось на свет в результате реконструкции событий одним из историков города (Светланой Куль-Сильвестровой), это уже совсем не важно. Главное, что оно настоящее!

Между второй и третьей

Говорят, что построенное в 1772-ом году архитекторами Мёзером и Сакко под оперные спектакли здание на ул. Дзержинского, 1 в миниатюре воспроизводит миланский театр Ла Скала. Изначально задуманное для театра Антония Тизенгауза, оно соединялось с дворцом городского старосты посредством крытого перехода. И на всей территории, включавшей не только Беларусь, но Украину и Литву, было уникально тем, что являлось единственным изначально построенным именно в качестве театрального здания. И никогда за все 230 лет существования стены его не изменяли служению музам.

За свою историю театр претерпел три реконструкции: в 1859-ом, 1940-ом и в 1975-ом. Однако самой разрушительной из них оказалась последняя. Старшее поколение горожан, бывавших в нем, должно помнить, как выглядело помещение театра между второй и третьей реконструкциями (до 1975-го года). Интерьер здесь не менялся с XIX века вплоть до первой половины семидесятых годов. В отделке стен были применены деревянные полированные панели вишневого цвета, из этого же материала изготовлены отделка оркестровой ямы и кресла зрительного зала – хорошо резонирующий материал поддерживал высокое качество звука. В два яруса располагались тогда еще 22 ложи, украшенные металлической позолоченной ковкой (сохранившейся и по сей день) и красным бархатом. Занавес из того же красного бархата. Говорят, что одной из самых тяжелых потерь после той реконструкции-бедствия стала акустика, не выдержавшая нововведений, в том числе и в виде покрытых крошкой стен, мягких кресел и расширения сценической коробки. По слухам, кресла начала XIX века были свезены в Гарнизонный дом офицеров и после долгого складирования исчезли в неизвестном направлении.

Театральные анналы

Если когда-нибудь в помещении старого театра будет установлена памятная доска, упоминающая всех тех, кто оставил свой след на его сцене, то среди прочих на ней обязательно будут имена: первой директрисы гродненского театра Саломеи Дешнер, трупп Венской и Итальянской опер, МХАТа (гастролировавшего со спектаклем «Царь Федор Иоанович»), труппы виленского театра «Редута» Юлиуша Остервы, Александринского театра, отца польского театра Войцеха Богуславского и его частной антрепризы. Еще? Премьера первой пьесы Станислава Манюшко – оперетты «Последняя варшавская лотерея», поставленной на сцене Гродненского театра. Карл Вильгельм фон Шмиткофф с актерской династией – двумя дочерьми и сыном. Звезды Александринского театра Ф.П. Горев и начинавшая на гродненской сцене знаменитая чеховская «чайка» – Марии Саввиной. Федор Шаляпин. Сумбатов-Южин. Первый народный артист СССР Павел Орленев..

Алеся Лей

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Светлану Куль-Сильвестрову и работников театра кукол.

Назад