Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 241 от 19.09.2002  

Становление новой Европы

«Вместе в общую Европу» – так называлась конференция для журналистов стран Восточной Европы, которая состоялась на прошлой неделе в Варшаве. В ней приняли участие журналисты из Болгарии, Словакии, Румынии, Польши, Литвы и Беларуси, а также представители Евросоюза, дипломаты, эксперты.

Организаторами конференции выступили: фонд «Институт расширения демократии в Восточной Европе» (IDEE), инициативная группа Форум центрально-европейских журналистов при поддержке Министерства иностранных дел Польши и фонда Конрада Аденауэра в Польше.

Расширение Евросоюза, пожалуй, наиболее актуальная тема в современной Европе, и особенно в ее восточной части. Стремление бывших партнеров по Совету экономической взаимопомощи оказаться в ЕС очевидно. Как подтвердила история, Договор о ЕЭС – это уникальный международно-правовой документ, предопределивший развитие европейского континента на десятилетия вперед. Образовав в 1992 г. Европейский Союз, его участники расширили договорную сферу интеграции, включив в нее, помимо сфер, входящих в компетенцию трех сообществ: 1) внутренние дела и юстицию: 2) вопросы внешней политики и политики безопасности, обозначив тем самым переход к политическому союзу.

Европейский Союз стал центром притяжения для европейских государств. В результате этого под его эгидой формируется европейская экономическая структура, в которую включаются практически все европейские государства (кроме стран СНГ, в том числе и Беларуси). Посему белорусские журналисты чувствовали себя на этой конференции, в отличие, от коллег из Болгарии, Румынии, Словакии и Литвы, обычными созерцателями, а не участниками.

Сосед, с которого можно брать пример

Польша не мыслит себя вне Европейского Союза. Более того, еще не став членом Евросоюза, она стремится стать своеобразным мостом между Западом и Востоком. Неединожды во время выступлений представителей Польши на конференции доводилось слышать убедительную мысль, что, став полноправным членом НАТО, в их обществе сложилось твердое большинство европоцентристов: до 60 процентов поляков – однозначно «за». В свою очередь, расклад сил внутри парламента по отношению к вступлению в ЕС немножко иной. Большинство фракций, то есть, Демократический левый альянс, включающий в себя реформированных коммунистов и активистов Крестьянской партии, а также фракции «Гражданская платформа», «Право и справедливость», подчас с оговорками, но приветствуют участие в этой организации. Однозначно против – только партийные объединения «Самооборона» и «Лига польских семей». Общий итог: примерно 75 процентов депутатов сейма голосуют за Польшу в составе ЕС.

В Польше нет большой боязни, что ее экономика прогнется под давлением конкурентов из более развитых стран ЕС. Еще десять лет назад, когда обозначили этот вектор внешней политики, стали готовится: снижали таможенные пошлины, чтобы приучить капитанов индустрии и промышленных баронов конкурировать без протекционизма со стороны государства. Что до сельскохозяйственных товаропроизводителей, то ведутся переговоры об условиях подключения к Единой сельскохозяйственной политике ЕС. Кстати, это, пожалуй, самое больное место. В дни, когда проходила конференция, Польшу посетил комиссар ЕС по вопросам сельского хозяйства Франц Фишлер. Встреча в парламенте была не самой благодушной – некоторые депутаты его просто засвистали. Такие же настроения и у части фермеров. Они боятся, что не смогут конкурировать с коллегами из западных стран и разорятся. Правда, спокойный господин Фишлер с достоинством выслушивал оппонентов и уже вечером, за ужином, говорил нам, что ЕС направляет все свои усилия на то, чтобы не разорять сельское хозяйство новых членов ЕС, а наоборот, собирается им всячески помогать развиваться, выходить на новый уровень.

Но беспроблемным вхождение поляков в клуб более развитых европейцев не назовешь. Стоит напомнить, что бюджетный дефицит в Польше составляет около 5 миллиардов долларов. Снижаются темпы экономического роста: в 2000 году – 4,1 процента, в 2001 – не более одного. Как рассказывал мне коллега из журнала «Polityka», «средний класс в Польше больше не растет, ее здравоохранение находится в плачевном состоянии, а дороги – и того хуже. Денег на проведение военной реформы нет, как нет их и на модернизацию государственной службы. После нескольких лет впечатляющего экономического роста Польша, похоже, зашла в тупик». Но все эти проблемы можно разрешить с вхождением в ЕС. В любом случае появляется конкретный шанс.

Одно из требований, которое стоит перед странами-кандидатами, – полновесность национальной валюты. Фирмы-экспортеры несут при этом потери, учитывая, что уже три четверти всей вывозимой продукции идет в страны ЕС. И, тем не менее, поляки видят для себя прямую выгоду от вступления в новый союз.

Первым делом, как говорят польские экономисты, это прямые доплаты из казны ЕС за ограничение производства, например, пищевикам, сумевшим в хорошем смысле затоварить польский рынок своей продукцией. Далее, это субвенции через структурные фонды в инфраструктуры отсталых регионов, если индексы их развития составляют менее 75 процентов от среднеевропейского уровня, а таких в Польше – большинство. Приятное исключение лишь Мазовецкий, то есть, столичный, округ вокруг Варшавы. Эти средства из казны ЕС обычно идут на социальные нужды.

Не менее важна для поляков и свобода передвижения, но не только в качестве туристов, не ведающих – после неизбежного вступления Польши в Шенгенскую зону – что такое виза, а как потенциальных «гастарбайтеров», рабочих в гостях, имеющих возможность найти себе вакансию, скажем, парикмахера в Швеции, или киоскера в Португалии, или инженера в Великобритании. К слову, уже сейчас польские граждане могут спокойно получить шенгенскую визу сроком на три месяца. Поначалу же в единой Европе с легким испугом восприняли собственное решение предоставить полякам безвизовой режим, что случилось через два года после падения Берлинской стены, когда большинство стран ЕС раскрыло перед ними границы. Вначале были опасения по поводу того, что поляки начнут отнимать рабочие места, страх перед польскими криминальными элементами, но практика показала, что эта виртуальная угроза так и не материализовалась.

Польское государство уже выстроило график своей интеграции в ЕС: сперва в 2004 году – членская карточка, а в 2006 году – переход на евро. Для этого придется поднатужиться, поскольку по условиям вступительных экзаменов для тех, кто просится в зону евро, колебания национальной валюты, в данном случае – злотого, в первые два года в составе ЕС должны быть в пределах 15 процентов.

К слову, о процентах. По сравнению с эпохой Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) Польша в своих торгово-экономических связях уже полностью ориентирована в западном направлении: три четверти экспорта предназначены для стран ЕС, из них треть – идет в Германию. На восточное направление остаются лишь несколько процентов.

Очевидны выгоды интеграции Польши в ЕС, причем, не связанные с денежными вливаниями через фонды развития. С точки зрения состояния финансов и национальной денежной единицы – злотого – Польша находится в уязвимом положении перед возможной угрозой со стороны валютных спекулянтов. Поэтому ее интересам отвечает переход на евро. Это первое. Второе преимущество от членства в ЕС – удельный политический вес Польши возрастает, поскольку при решении любых вопросов за общим столом у нее есть 27 голосов. Столько же, сколько у Испании. И всего на два меньше, чем у Великобритании или Германии. Как понимаете, 27 больше чем ноль.

И, наконец, Польша рассчитывает и на приток инвестиций. До сих пор в Польшу шли только капиталы крупных иностранных инвесторов. Малый бизнес обходил Польшу стороной. Поляки не делают секрета из того, что членская карточка ЕС сравнима с членством в привилегированном клубе, после чего к Польше будут относиться как к цивилизованной стране, соответствующей по всем критериям ожиданиям соседей на Западе. Инвестиции нужны, как воздух или как питьевая вода.

На всей этой волне ожидаемых перспектив один из польских министров во время своего выступления подчеркнула, что принятие новых потенциальных кандидатов будет означать, что новая Европа, которая в результате этого образуется, не будет больше разделенной. Правда, ее взглядов не разделяет президент фонда Конрада Аденауэра Хенинг Тевес, который заметил, что Европа – это еще и Украина, и Беларусь, и Россия, где многие тоже с симпатией смотрят на новую Европу.

Европейский Союз сегодня

В ЕС входят 15 государств-членов с общей численностью населения более 370 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.

1 января 1993 г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза – с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.

Достижение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам.

Союз добивается поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

ЕС присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов.

Михаил КАРНЕВИЧ

Из истории

Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.

Эта концепция была реализована в 1951 году Парижским Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях.

В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд.

Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского Союза: первый – это Европейское Сообщество, два новых – это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции.

Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции, которая началась в 1996 году в Турине и завершилась подписанием Амстердамского договора в июне 1997 года. Задачей следующего века будет расширение Европейского Союза и включение новых стран-членов – особенно из Центральной и Восточной Европы.

Назад