Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

№ 266 от 13.03.2003  

Вот тебе, бабушка, и рыбный день!

– Нас, что, всех за дураков держат?
– Никто вас ни за кого не держит. Вас просто не замечают. (Из подслушанных разговоров)

Согласно проекту указа Президента «О совершенствовании внешнеторговой деятельности» с 1 апреля этого года право на импорт морской рыбы и морепродуктов перейдет в исключительное ведение УДПБ – Управления делами Президента Беларуси. Цель монополизации закупок определена как получение «нормальных доходов в бюджет», государственное формирование цен и защита населения от недоброкачественной рыбы, а также как необходимость наведения порядка в этой отрасли.

Грядущие изменения в сфере переработки и торговли рыбой и морепродуктами стали темой для разговора журналистов и гостей в «теме» в Гродненском Пресс-клубе «Инициатива», работающем в рамках проекта МФК «Поддержка малого и среднего бизнеса Беларуси».

Первая рыбка – моя!

С учетом того, что около 90% фирм страны, занимающихся ввозом и переработкой рыбы и морепродуктов, – частные, нетрудно предположить, что «правила игры» для них опять меняются. Обоснованием перемен стала не выгода отдельных участников рынка, а необходимость учета потребностей всего общества, то есть нас с вами. Но все дело в том, что именно благодаря большому количеству этих самых конкурирующих участников общество, наконец, получило то, о чем мечталось – ассортимент, качество и, главное, – возможность выбора.

Порядок на рынке, без сомнения, необходим. Правительство страны обязано регулировать число поставщиков товара и выявлять случаи нечестной практики. Но вместо упорядочения рынка за счет лицензированияи совершенствования системы контроля, функции управления «рыбными делами» передаются в монопольное ведение одной организации – УДПБ. Впрочем, с сохранением конкурента (одного!) Минского ОАО «Рыбокомплекс».

У нас в Гродненской области переработкой рыбы и морепродуктов (пресервы, соление, копчение) занимаются 19 цехов Облпотребсоюза, сеть общественного питания, 10 цехов коммерческих структур и других видов собственности. Доля этих участников в процессе обеспечения потребителей морскими продуктами превышает 90%. Под маркой Минсельхозпрода работает всего одно предприятие – ОАО «Гроднорыба», в котором основной пакет акций принадлежит государству.

Согласно распоряжению Президента о передаче с 1 апреля всех государственных производственных мощностей по переработке рыбы под контроль державы, «Гроднорыба» переходит в ведение УДПБ. Генеральный директор ОАО «Гроднорыба» А.Асимович на вопрос: «Справятся ли госструктуры с задачей наполнения рынка?» ответил уверенно: «Справятся!»

По мнению гендиректора, наряду с государственным финансированием должна сохраниться возможность использовать товарные кредиты для обеспечения сырьем на весь год. «Пищевую отрасль, где самое главное – не цена, а качество, в частные руки надо отдавать постепенно», – подчеркнул А.Асимович.

Производственный потенциал государственного предприятия «Гроднорыба» был когда-то велик. Нынче мощности акционерного общества работают в треть силы в связи с высокой конкуренцией. В 2002 году объемы переработки рыбы в цехах предприятия составили 240 тонн. И это еще на 100 тонн меньше, чем в году предыдущем. Причиной уменьшения оборота и неэффективного использования оборудования генеральный директор А.Асимович считает перепроизводство, а его результатом – заполненные продукцией прилавки области – от кильки до семги.

Частные конкуренты новообразованной монополии

За 2002 год в Гродненской области было реализовано около 5000 тонн рыбы и морепродуктов. Сохраняется устойчивая тенденция к увеличению потребления рыбной продукции. А это значит, что несмотря на снижение покупательной способности, рыбы мы стали есть больше. И обеспечивает нас полезным продуктом на 90% пресловутый частник. Потребность области в рыбе удовлетворяется почти полностью при необходимой норме 20 кг в год на человека.

Частные фирмы и индивидуальные предприниматели вместе с предприятиями Облпотребсоюза по сравнению с предыдущим годом увеличили объем реализации рыбной продукции на 9%. Деятельность всех цехов по переработке, независимо от формы собственности, лицензируется Минсельхозпродом. Кроме того, на каждую партию готовой продукции выдается удостоверение качества.

А вот сообщение для потребителя малорадостное. В последнее время рыба значительно прибавила в цене, примерно на 30%. Причина вовсе не в том, что частники взвинчивают цены, как утверждается в прессе, проводящей «артподготовку» к передаче отрасли в ведение Управления делами Президента. Скачок закупочных цен связан с уменьшением квот на отлов. Поставки рыбы конкурентам были проплачены ими заранее, и дары моря отгружались им прямо с кораблей. А белорусам перепали лишь остатки, и те по новым ценам.

В радужных перспективах монополии УДПБ на внешнеторговую деятельность сомневаются оппоненты гендиректора ОАО «Гроднорыба». Гости Пресс-клуба – индивидуальный предприниматель В.Курсевич и председатель Гродненского общества защиты прав потребителей В.Кошлюнов, председатель клуба предпринимателей Ф.Мамуль – привели весомые аргументы в пользу необходимости конкуренции на рынке закупки морепродуктов.

Руководитель гродненского частного предприятия «Альбатрос» И.Пономарев считает, что при условии стабильного финансирования государство справится с закупками морской рыбы. Но цепочка посредников, по которой пройдет закупленный товар, вне всякого сомнения, приведет к удорожанию продукта для покупателя.

Такой вывод позволяет сделать его многолетний опыт работы с поставками из Норвегии, Англии, Латвии, когда рыбопродукты закупаются непосредственно в порту и, минуя посредников, отправляются на переработку, а затем в продажу. Эта схема должна работать в условиях, когда покупательная способность населения упала до предела. Если раньше бабушка в магазине покупала килограмм минтая, то сейчас она просит взвесить всего триста граммов мойвы.

Изобилие морской рыбы на прилавках – это результат борьбы за потребителя множества предприятий разных форм собственности. Стоит ли менять положение на рынке морепродуктов в угоду популистским лозунгам о необходимости контроля качества и цены? Контролируйте себе на наше здоровье. Но вмешательство государства смахивает на вышибание табуретки из-под ног сильного конкурента – сформировавшегося частного рынка поставщиков.

Откат нормальный

К чему неизбежно приведет монополия государственной структуры на внешнеторговую деятельность, спрогнозировать нетрудно. Несколько десятилетий так жила большая страна, где дефицитом было все – от колбасы до приличной обуви.

Сегодняшняя «уборка» конкурентов сочетается с внедрением в сознание потребителя примеров злоупотреблений нечистых на руку бизнесменов – на таможне, в торговле, санстанциях, где работают человеки слабые, низкооплачиваемые. Понимаете, да?

Оказывается, тайком распродав рыбу, бизнесмен может запросто выбросить декларацию на ввоз – документ строгой отчетности. С санитарным контролем, предположительно, тоже легко договорится. Затем всучит потребителю копченую «мокрым способом» просроченную рыбку. А доход, само собой, укроет от налоговой.

Разовьем тему и предположим, что даже в такой могущественной организации как УДПБ тоже могут служить люди слабые. И соблазн воспользоваться служебным положением им может быть присущ так же, как иным человекам. И в грех их вполне может ввести такая штука как, например, индикативная цена. Эта хитрая величина, назначаемая государством, определяет размер таможенной пошлины.

Купил, положим, частный поставщик в Польше несколько тонн кильки по 30 центов за кг, а индикативная цена на нее – 50, и ни цента меньше. На ввозе в страну он оплачивает пошлину из расчета индикативной цены.

До чего может додуматься слабый человек – госслужащий – агент по закупкам? Рыбку изыщет за те же 30 центов, пошлину проплатит государственными денежками как за 50. И, соблюдя интерес государства, не забудет о себе, любимом, и о торговце, продавшем ему рыбу по дешевке, с которым за нужное оформление документов поделится разницей в 20 центов за кг. В просторечии это называется «откат».

Да мало ли какой искус может соблазнить слабого чиновника из монопольной структуры?

Цены на внутреннем рынке с 1 апреля будет диктовать монополист. Так что, при откате назад к командной системе управления экономикой, мы вполне рискуем получить целый букет удовольствий – от дефицита и роста цен до злоупотреблений, которые могут вырасти на благодатной почве, когда почтенная организация сама закупает, сама регулирует цены и сама себя контролирует.

А рыбка для нас станет и впрямь золотой, зато перестанет исполнять три заветных желания: ассортимент, качество и разумная цена. Главное, помнить финал этой сказки: не остаться бы у разбитого корыта.

Наталья МАКУШИНА

Назад