Валерий Дмитриевич Фролов в гостях у «БИ».
– Валерий Дмитриевич, как проходят парламентские каникулы?
– Каникулы? Хорошее время, конечно. Я был в отпуске всего пять дней, теперь за работу.
– В последнее время много говорят о новом движении «За достойную жизнь», в числе организаторов которого числитесь и вы. На каком этапе находится создание движения? Кстати, к нам в редакцию уже обращались читатели с вопросом – как туда вступить.
– За июль месяц мы провели установочные конференции во всех областных центрах, причем, очень активно. Обозначили цели. Надеемся, что в конце августа активность движения возрастет. А пока на данном этапе проходит процесс установления более тесных связей.
– Если можно, определите, пожалуйста, основную цель вашего движения.
– Главная цель: через свободные и честные выборы изменить политический и экономический курс страны для обеспечения достойной жизни гражданам Республики Беларусь. Для этого необходимо консолидировать все прогрессивные силы в стране, покончить со злоупотреблениями и махинациями при проведении выборов, добиться изменений в действующем Законе о выборах, обеспечить для всех граждан, партий и общественных организаций доступ к государственным СМИ, в том числе к телевидению и радиовещанию. Наконец, добиться от действующей власти соблюдения конституционных прав и свобод, прекратить преследование граждан по политическим мотивам.
– Цель и задачи предельно понятны. Но они не новы. Оппозиционные партии добиваются этого на протяжении девяти лет, только результатов, как бы, не видно.
– Если работать, результат будет. Уже с конца августа одна из первых акций нашего движения, которая пройдет по всей стране – сбор подписей граждан страны за изменение избирательного законодательства. Думаю, что во многом эта акция поможет нам сориентироваться, многое подскажет в том плане, как действовать дальше.
– Дело в том, что в конце августа людей, как правило, будет интересовать другое: как отправить детей в школу, как заплатить за квартиру, собрать урожай на дачах, выкопать картошку.
– Я понимаю, о чем вы говорите. На мой взгляд, крайне непорядочно начинать с популистских идей. Другими словами – не хочется поступать, как Лукашенко. Я все же верю, что большинство наших граждан понимают, что их платежи за квартиры, проблемы занятости и заработка находятся в плоскости той политики, которую проводит нынешняя власть. Что толку залатать одну дыру, когда сразу появляется несколько других. Прежде всего, нужно направить в правильное русло систему, в которой мы живем.
Я еще хотел сказать насчет того, что до нас уже на протяжении девяти лет кто-то пытался изменить ситуацию, но безрезультатно. Знаете, это меня не пугает. Я человек военный, и, поверьте, в жизни часто сталкивался с тем, что невозможно. Но когда начинал делать, это меняло ситуацию. Надеюсь, что многое из этого помнят наши гродненские офицеры. Я считаю, что очень важен вклад каждого человека. Если он пообещал – должен обязательно сделать, а из этого складывается и результат.
– Но ведь и власть не дремлет. В этом смысле не обделены вниманием депутаты Палаты представителей, которые вас поддерживают. А чего стоит июльский марафон с приглашением российских региональных журналистов, смена руководителей правительства. Наконец, формируется новая государственная идеология. Что думаете по этому поводу?
– В последнее время я чувствую колоссальное внимание к себе. Причем, вплоть до того, что люди иногда сидят в кустах и снимают на камеру. Что ж, они работают. С другой стороны, я вижу, что во всех государственных структурах есть множество порядочных, грамотных людей, которые не согласны с происходящим. Но вот вопрос – почему они молчат? Знаете, я как-то был в одном сельсовете нашей области на встрече с избирателями. Интересно, что они мне сказали: мы не будем задавать вам никаких вопросов по поводу водопроводов, дорог и прочего. Но ответьте – когда у нас в стране вся эта дурота закончится?
А что касается Александра Григорьевича, то ему, на мой взгляд, любой ценой хочется остаться у власти. Не претендую на провидца, но думаю, что осенью все же референдум у нас в стране состоится. Как мне кажется, первый вопрос будет касаться единой валюты, а второй вопрос – о продлении полномочий президента. Возможно, будут еще один или два вопроса. И, я думаю, что референдум состоится 7 ноября.
– Но Александр Григорьевич, говорит об обратном, мол, никаких движений не будет.
– Говорит-то он об обратном, но совершенно очевидно ведет активную подготовку к референдуму. И, кстати, активный июль, как вы заметили, из этой оперы. Кроме того, обратите внимание, как происходит зачистка всего политического пространства: закрытие общественных объединений, редакций газет, смена спикера Верхней палаты, создание новой идеологии. Это все, как одно целое.
– Интересно, какими итогами может закончиться референдум, поскольку ситуация становится совсем непонятной?
– Думаю, что по первому вопросу белорусы проголосуют против, и Александр Григорьевич извинится за это перед Владимиром Путиным. Мол, я хотел, но народ... По второму, разумеется, большинство выскажется за продление полномочий. А все остальные вопросы, если таковые будут, несущественны.
– И все же, что-то не совсем верится...
– Думаю, что после зимы ему этот референдум будет сделать еще сложнее. Вы вспомните, как в этом году люди отходили от оплаты за коммунальные услуги. Очень многие роптали, причем, очень громко. Людям, действительно, после оплаты за коммунальные услуги не с чем идти в магазин.
Потом, еще один немаловажный момент. Российская политическая элита будет отвлечена подготовкой к выборам в российский парламент. Александр Григорьевич постарается этим воспользоваться.
– А как Россия, на ваш взгляд, поведет себя, если референдум состоится?
– Да никак она себя не поведет. До марта месяца будет молчать. Владимир Путин понимает, что часть российского электората имеет определенные настроения. Там достаточно грамотных людей, чтобы воспринять события в Беларуси так, как они на самом деле происходят.
– А как проявит себя в этой ситуации ваше движение?
– Мы, конечно же, говорим о возможном развитии ситуации. Мы будем очень серьезно работать против нее. Я не думаю, что нам удастся достичь больших результатов, поскольку результаты референдума будут однозначны. Но многим людям, думаю, объясним, что на самом деле происходит в нашей стране.
– Не прибавляет оптимизма.
– По-моему, не надо отчаиваться. Ведь впереди еще будут выборы на третий срок президента. А к тому времени ситуация в стране будет совершенно другая. Может быть, мои слова покажутся совсем наивными, но я уверен, что Александру Григорьевичу на третий срок никак не пройти.
– Да уж...
– Пользуясь случаем, я бы хотел через вашу газету обратиться к тем людям, которые входят в избирательные комиссии. Как правило, хороших людей там большинство. Не надо ничего бояться, всех сразу с работы не уволят. Вспомните недавнюю историю нашего народа. Во время последней войны, когда враг пришел с оружием, наш народ не испугался, пошел в леса, но стал на защиту своей родины. И отстоял свою родину и наши с вами жизни. Знаете, я всегда с большим уважением воспринимаю лозунг: «Никто не забыт, ничто не забыто». А ведь он и к нам с вами относится. Поверьте, каждому воздастся за дела его, рано или поздно. Это касается всех нас, граждан Республики Беларусь.
– Я по этому поводу почему-то вспомнил классика: жаль только, жить в эту пору прекрасную...
– Я тоже знаю эти строки. И все же, каждое предыдущее поколение обязано сделать что-то хорошее для последующего. Не хочу загадывать, как сложится жизнь, но сделаю все от меня зависящее, чтобы оставить для потомков как можно больше хорошего, человеческого. Я верю, что наши люди достойны лучшей жизни, мы можем быть прекраснейшей страной, и для этого есть все предпосылки. Мы трудолюбивы, человечны, «памяркоўны». Мы – нормальные люди. Знаете, приходя домой вечером, чувствуешь всегда усталость, ноги ноют. Но, с другой стороны, никогда ранее такого удовлетворения от своей работы не ощущал. Действительно, прекрасно – работать для других людей и будущего своей родины. И, к тому же, быть в ладу со своей совестью.
– Валерий Дмитриевич, а как вы считаете, кто будет следующим премьер-министром в нашей стране?
– Вы знаете, у нас настолько бесперспективны политические прогнозы, что лучше этот вопрос опустить. Многие вещи вообще не понять. Впрочем, я посоветовал бы Александру Григорьевичу на этот пост назначить меня.
– Вы серьезно?
– Абсолютно. Мы, хоть ругались бы какое-то время, но у нас сложилось бы доверие. Он смог бы выслушивать противоположную точку зрения непосредственно, глядя в глаза.
– Это могло бы что-то изменить?
– Думаю, если люди трудятся, то они обязательно этим что-то меняют. Лишь бездействие ведет в никуда. А мне, поверьте, было бы что сказать и показать президенту.
– Что ж, спасибо за беседу, и удачных парламентских каникул.
– Спасибо вам и вашей газете, а вот насчет каникул – нужно готовиться к очередной сессии. Работы предостаточно.
Беседовал Михаил КАРНЕВИЧ