Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Бабий бунт-2

Приостановленная в сентябре голодовка на СП "Альформа" может возобновиться уже в начале 2000 года. Лидер профсоюза Ирэна Байрошевская утверждает, что если в ближайшее время директор СП "Альформа" Александр Савостьянов не согласится встретиться с представителями профсоюза для того, чтобы обсудить и затем подписать коллективный договор, они, более 200 человек, готовы повторить вынужденную меру.

В Гродно белорусско-американское предприятие "Альформа" знают практически все. За семь лет существования оно поменяло несколько названий. В народе его всегда называли просто "Креветки". Здесь перепробовало свои силы не дюжинное количество гродненок. Теперь из тех, кто работает с момента открытия (1992 год), осталось 8-10 человек. Текучесть кадров на предприятии высокая. В местных газетах периодически появляются объявления о приеме на работу. Не удивительно. Производство не из приятных. Запах, который стоит в цеху, выдержит не каждый, работа монотонная, руки постоянно в воде; у некоторых женщин разъедает кожу. Не выдержав таких условий, многие уходят уже через 2-3 месяца. На их место приходят новые, в основном те, кому больше идти некуда. Сегодня среди работниц "Альформы" женщины без специального образования, представительницы низкооплачиваемых профессий: учителя школ, которые подрабатывают в свободное время, рабочие расположенной по соседству "Радиоволны". Здесь и матери-одиночки, и женщины, у которых мужья в местах лишения свободы.

Качество продукта, отгружаемого с СП "Альформа", считается высоким. Само предприятие не владелец, а переработчик давальческого сырья. Креветки приходят из Голландии, затем, после переработки, возвращаются обратно. Там их покупают для приготовления деликатесов в престижных ресторанах. В Беларуси оптовая стоимость килограмма продаваемых фирмами креветок в зависимости от качества, размера, вида и других параметров колеблется от 9 до 27 миллионов рублей. То есть продукт своего производства женщины с "Альформы" купить не в состоянии. Некоторые работники получают всего по 11-13 миллионов. У тех, кто работает сверхурочно и дополнительно в выходные, зарплата 36 миллионов. Понятно, что это не та оплата, которой достойна женщина, отдавая предприятию практически все свое время. Но люди сюда идут осознанно. А их недовольство проявляемое в виде голодовки, объяснимо. Особенно, если учесть, что полгода назад их труд оценивался почти в два раза выше.

Летом здесь был создан профсоюз. Когда в сентябре пришло время отправлять детей в школу, а на предприятии не выплатили зарплату, женщины взбунтовались и объявили голодовку. Проблема вышла за пределы предприятия и о ней узнали в Минске. Оттуда местным властям поступило указание разобраться. Зарплату, конечно же, выплатили. Но лидеры профсоюза поняли, что не могут быть застрахованы от подобного в дальнейшем, поэтому стали требовать от директора заключения коллективного договора. Голодовка была приостановлена после того, как местные власти пообещали помочь в подписании документа, который должен регулировать отношения между работниками и нанимателем. В настоящее время существуют два проекта. Один разработан администрацией, другой - профсоюзами. Теперь дело стоит за обсуждением, внесением поправок и подписанием. По словам И.Байрошевской, директор СП "Альформа" встречаться с профсоюзом не торопится. В течении месяца она не может найти директора. В письме, которое она принесла в редакцию написано следующее: "Профсоюз выступил против низкой зарплаты, бесчисленных нарушений на предприятии и предложил администрации ведение переговоров по заключению коллективного договора. Однако, директор плевать хотел на нас и на статью о правах профессиональных союзов". Необходимость подписания документов она подтверждает еще и тем, что на предприятии очень сложные условия труда. "Нет шкафчиков для того, чтобы переодеться, лишь общая раздевалка для верхней одежды. Работники вынуждены каждый день носить домой халаты, пропитанные запахом креветок. Перчатки выдаются лишь, когда на руках появляются трещины. Плохая вентиляция помещения. За счет того, что креветка идет замороженная, скорость ее обработки снижается в два раза, а доплата за обработку такой креветки незначительная. С декабря Савостьянов повысил стоимость килограмма обработанного мяса… на 20 тысяч. Зато недавно выступал по радио и говорил, что все у нас на предприятии хорошо".

Созвониться с А.Савостьяновым было действительно не просто. Но все же мы встретились. Он опроверг претензии по поводу плохих условий труда: "С вентиляцией все в порядке, есть соответствующее заключение. Перчатки мы не только выдаем, но обязуем в них работать . Другое дело, что некоторые женщины отказываются это делать, ссылаясь на то неудобство в работе. Для стирки халатов ежемесячно выдаем каждому сотруднику пачку порошка "Е".

А. Савостьянов не против того, чтобы встретиться и обсудить договор, но несколько возмущен действиями лидеров профсоюза. "Они присылают мне два документа (протокола собрания), датированные одним и тем же числом: в одном на обсуждение договора выдвинуты три представителя профсоюзов, в другом пять. Сама Байрошевская постоянно обивает пороги горисполкома, который в свою очередь дергает меня. А это, поверьте, не способствует скорейшему решению вопроса. Кроме того, у меня возникают сомнения по поводу легальной деятельности этого профсоюза. Насколько мне известно, профсоюз СП "Альформа" нигде не зарегистрирован. У нас нет документов, подтверждающих существование этой организации. Поэтому я хотел бы знать, насколько Байрошевская уполномочена вести переговоры.

Что касается оплаты: кроме базовой цены - 195 тысяч за каждый очищенный килограмм, мы выплачиваем премию, и сейчас платим надбавку в связи с тем, что креветка идет мороженая. Например, женщина в среднем обрабатывает 75 кг креветки (или около 50 кг мороженной) получает около 18 миллионов рублей. Конечно, если вместо работы думать о том, как взбунтовать других, оплата получается соответственная".

В горисполкоме к "Альформе" отношение не однозначное. С одной стороны здесь более 500 рабочих мест, с другой - как сказала одна из сотрудниц: "Это мина замедленного действия. Еще не известно, как скажется эта работа на здоровье женщин".

До недавнего времени предприятие считалось убыточным. Поэтому недавнее появление в Минске филиала СП "Альформа" показалось немного странным. По словам директора А.Савостьянова, в настоящее время убытки стали сокращаться, есть перспективы дальнейшего развития.

Может быть, изменится что-то и в жизни работников "Альформы". Ведь за время существования здесь уже были и взлеты, и падения. Когда-то работникам к праздникам и подарки дарили, были моменты, когда существовала очередь, чтобы получить работу. Хотя, если говорить честно, подобные предприятия изначально рассчитаны на страны с низким уровнем жизни, коей является Беларусь. Чаще всего в таких случаях владельца не интересуют люди, работающие на предприятии. Просто поставщику гораздо выгоднее перевести производство туда, где будут работать за мизерные деньги, а таких стран и регионов, к сожалению, в мире хватает. Зачем повышать зарплату и совершенствовать технологию, если работники все равно найдутся.

Оксана СИВОДЕДОВА

Назад