Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

А что там, за фабричной проходной?..

Из истории предприятия

Сначала это было полукустарное производство. Обувь выпускали небольшими партиями. Например, за весь 1947 год - период становления - 25 тысяч пар.

1961 год - построено новое, существующее по сей день, здание фабрики.

1989-1990 гг. - на основе внедрения высокопроизводительного оборудования с помощью фирм "Фортуна", "Пфафф", "Каммель", "Шен", "УСМ" разработана современная технология выпуска продукции, основанная на улучшении ее качества. За 1991 год цифра реализации обуви достигла 7 млн. 132 тыс. пар. Ею снабжались все союзные республики, она не залеживалась на складах, а с 1993 года начались экспортные поставки в Канаду, Англию, Германию, в 1995 году - в Голландию.

1993-95 гг. - участие в выставках в Индии, Чехии, Польше, Германии, не исключая всесоюзных ярмарок.

1996 г. - фабрика награждена международным "Факелом Бирмингама" за успешное экономическое выживание и развитие в условиях перехода к рыночной экономике.

Ровно шесть лет назад, в январе 1994 года, фабрика получила статус открытого акционерного общества, - рассказывает зам. директора по экономике ОАО "Неман" Людмила Ивановна Радионова:

- Период 91-95 годов был для нас особенно тяжелым. Он связан не только с массовыми сокращениями на фабрике, достигшими тысячи человек, но и в экономическом плане. Не хватало оборотных средств, рабочим нечем было платить за их труд. Тогда-то и заключили договор с Голландией. Они привозили хром и подошву, а мы, добавляя свои вспомогательные материалы, шили им обувь. При этом получали возможность не отвлекать на закупку сырья свои оборотные средства: так, в 1996 году изготовили из него 277 тысяч пар.

Действительно, из 17-ти обувных предприятий, действующих в республике, конкурентоспособность ОАО "Неман" с каждым годом возрастает. В основном здесь специализируются на выпуске мужской и детской обуви. Она прочна, удобна, неплохо оформлена. В чем не раз убеждалась сама при виде довольного покупателя, которого к тому же устраивала приемлемая (по сравнению с другими) цена обновки. Сейчас тут осваивают современные модели женских сапог, ботинок, туфель.

- По прибыли идем все время с "плюсом", - продолжает Людмила Ивановна. - Не имеем проблем и со сбытом продукции - 80 процентов ее квотируется на белорусском рынке. Безубыточно. За девять месяцев прошлого года рентабельность предприятия составила 34,7 процента. Пять процентов от чистого дохода идет на выплату дивидендов. Если у кого-то в наличии 10-20 и более акций - подспорье к зарплате получилось неплохое. Кстати, средняя зарплата составила к концу года около 28 млн. рублей. Владельцами наших акций также являются Белбизнесбанк, в котором мы обслуживаемся, и Бобруйский кожевенный комбинат. В настоящее время имеем 9755 акций. Свободных, конечно, нет.

- Кто-либо из СНГ может быть владельцем ваших акций?

- Таких претендентов вообще-то не было. Однако, имея какие-то инвестиции, выпустили бы новый пакет акций, а вложенный в нас капитал превратили бы в обувь.

- Возможно ли это?

- Да, но с помощью заинтересованного спонсора. Знаете, желающих приобрести акции - множество. Даже обращались на фабрику представители фирм из Минска, предлагая купить акции у пенсионеров, называли это "инвестированием". Только, какая нам от этого польза, когда, скажем, у некой Марьи Ивановны покупают акцию, а потом, извините, "стригут" за нее купоны? Хотите инвестировать, пожалуйста, вкладывайте… Предположим, свои 30 миллиардов (или теперь, после деноминации, - 30 миллионов) рублей в наше предприятие, а мы на них купим новое оборудование, эффективнее наладим производство. Но таковых доброхотов, к сожалению, пока не находим… Далее. Акционирование, покупка-продажа, комитет по ценным бумагам - все это пока на "нулевой" отметке. Реального рынка ценных бумаг в Беларуси не наблюдается. Но, считаю, владельцам акций продавать их не стоит. Будет предприятие - будут и дивиденды! Надо уже сейчас готовить почву к тому, что когда-нибудь покинешь рабочее место, станешь пенсионером. От этого, к сожалению, не уйти никому.

- Каково будущее ОАО "Неман" и преимущества в нынешних условиях?

- Наша задача - сконцентрировать производство, чтобы сократить трудовые и материальные затраты, а КПД увеличить. Что-то, вероятно, сдадим в аренду, поскольку имеем большие пустующие площади. Подумываем и над созданием совместного предприятия. Одно время сотрудничали с французской фирмой. Новые модели обуви - 2000 пар, которые моментально распродали - плоды нашего сотрудничества. Жаль, что длилось это недолго: французы, обеспокоенные общим экономическим спадом и неустойчивой политической обстановкой, отказались от дальнейших намерений. Ездили мы знакомиться с работой минского обувного предприятия "Луч". Понравились их рациональность, продуманность, царящие на каждом рабочем участке.

У открытого акционерного общества больше преимущества в том смысле, что самостоятельность раскрепощает от какого-либо диктата сверху, тем не менее подталкивая эффективнее трудиться на себя. Другое дело, что в нынешней ситуации благие идеи вообще с трудом поддаются воплощению.

По сути, для обувной промышленности в республике не производятся никакие комплектующие - резиновая подошва, картон, ткани и т.д. Все это в доперестроечное время поставляла Россия. Теперь вынуждены платить большие суммы при их ввозе: 20-процентный авансовый налог на добавочную стоимость, 25 процентов таможенной пошлины. Хоть и засчитываются они в выплату других налогов спустя 2-3 месяца, но с оборота предприятия отвлекаются огромные суммы. А учитывая инфляцию, когда "зайцы" возвращаются с опозданием, предприятие несет большие убытки.

- Когда нечем платить, берем отсрочку, а с нас - проценты за пользование ею. На днях должна была прибыть машина с подошвой из Польши. Только за один рейс надо отдать 12 млрд. рублей! 48-50 млрд. отвлекались ежемесячно на уплату НДС.

- Обращались куда-нибудь?

- А как же! Массу бумаги исписали, чтобы разрешили безналоговый ввоз импортируемых комплектующих, без каких невозможен выпуск продукции. Выходили на Правительство с просьбами через Министерство по экономике, через другие инстанции. Безуспешно. Видимо, легкую промыш- ленность не считают столь "судьбоносной", как шинный комбинат или автозавод… Но вот известная "Милавица", как представитель легпрома, все-таки добилась льгот. Работает там, знаю, директором бывший зам. министра. Во все времена у нас без протекции (чего греха таить?) трудно было чего-то добиться. Теперь - тем более.

И впрямь! Нельзя не согласиться с мнением специалиста с тридцатилетним стажем. Вместо того, чтобы взимать налоги на импортную обувь, защищать свой внутренний рынок, нашего горемыку-товаропроизводителя облыжно подвергают налогообложению за необходимость ввоза сырья из-за пределов республики. Но ведь его же здесь нет! Не парадокс ли?

Людмила ЛАВРЕНКО

Назад