Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

 

Обновление каждый четверг  

Интервью

Белорусская национальная идея и проимперская бюрократия

Заглавие интервью вполне соответствует его сути. В том виде, как она отражается в сознании доктора медицинских наук, профессора Гродненского государственного медицинского института, председателя Товарищества белорусской высшей школы Алеся Островского. Правда, разговаривает д-р Островский - из принципиальных соображений - на белорусском языке, и лишь с его согласия это интервью воспроизводится на более послушном корреспонденту языке.

- Профессор, что вас привело сначала в науку, а затем и в политику, и насколько последняя соответствует предназначению ученого? Вашему брату достойнее академическая тишь, нежели мирская суета, политические козни, интриги. К тому же интеллигенту, как мне кажется, противна любая власть...

- То ли я управляю своей судьбой, то ли обстоятельства управляют мной? И почему я оказываюсь там, где я оказываюсь? Эти и другие подобные вопросы не сразу стали предметом моих размышлений...

А пришел я в науку потому, что меня интересовали проблемы трансплантации, регенерации кожи. Сначала от социальных явлений я держался в стороне и о лидерстве в них не помышлял. А потом выяснилась интересная вещь. То, что ты делаешь, приносит известную пользу, расширяет знания о действительности. Ты в Беларуси - один из самых молодых докторов наук, профессоров и как будто заслуживаешь какой-то благодарности и определенного социального положения...

- И вы их добились, Алесь Александрович?

- Напротив. Тебя пытаются принизить, тебе показывают "свое место", тобой пробуют вертеть. Но это личное. А дальше я увидел, что это проблема всего общества. Нами управляют те, кто приносит Беларуси меньшую пользу или приносит большой вред, но при этом лучше обеспечен и т.д. Власть эта - принципиально несправедливая. И теперь я абсолютно не разделяю пассивного отношения к власти.

- Власть - ярмо, и уже поэтому - дрянь порядочная. Не случайно же Лев Николаевич Толстой заявлял: я не буду сотрудничать ни с каким правительством! А вот Иммануил Кант, философ, по образу жизни был едва ли не отшельником, хотя и мыслил глобальными категориями...

- Я не разделяю такого отшельничества. По-моему, нормальный интеллигент - это человек, занимающий активную жизненную позицию. Поведение Канта, толстовство - это способ нейтрализовать интеллигентного человека. Я же думаю иначе: интеллигент все знает, все понимает, он активно вмешивается в жизнь и старается ее переделать. Иначе он даже не минус, не плюс, а обычный ноль... Когда все рушится и все ненормально, нужно действовать.

- Как-то я читал трактаты француза Ламетри. Он был не только врачом, но и философом, смелым и оригинальным памфлетистом. И был гоним. Чтобы избежать расправы над собой, Ламетри укрылся в Пруссии под крылышком Фридриха II Барбароссы. Сейчас иные времена, и свобод побольше. Там и сям звучат громкие протесты. Вот и вы, батенька, бузите. Ни от сумы, ни от тюрьмы не зарекаетесь? Вот и сухари сушите - они ковром расстелены в вашей лаборатории...

- Ну, это для крыс (профессор смеется - авт.)...

Я всегда выступаю в защиту этики, пристойности, интеллигентности. И мои действия так и воспринимаются нормальными людьми. Это я сталкиваюсь с неадекватным отношением к моему протесту против несправедливости. За последние полгода меня трижды задерживали. Оштрафовали на 200 миллионов рублей, два дня продержали в тюрьме. Дважды пытались возбудить уголовное дело. За что? Якобы за руководство массовыми митингами, за неуважение к лукашенковской символике, за сопротивление милиции. А я-то думал, что это бандиты, напавшие на моего друга. И были они не в милицейской, а в гражданской форме...

- Другой раз двумя сутками не отделаетесь. Вам бы, профессор, науку двигать, студентов учить, а вас на улицу, в толпу тянет...

- Как я могу отказаться от активных действий, если призываю других к активному сопротивлению несправедливости?! Не могу же я сидеть в тихом кабинете или из Цюриха звать людей по радио на баррикады. Я не могу себе этого позволить. Должен же я сохранить человеческое достоинство, прежде всего в собственных глазах.

- Но ведь у вас прямо-таки сказочное богатство - три дочери. Сейчас и в глухом хуторе такого богатства не сыщешь... Беларусь! Нация! Прекрасно. Однако отцу следовало бы прежде всего о детях подумать...

- Я как раз о детях и думаю. О моих, о чужих детях. Об их будущем. А если что и случится со мной, то дети мои будут гордиться своим отцом: их батька - справедлив, а дети пострадали от несправедливости! Мы живем если не в черном, то в чуточку посеревшем свете. Но от этого он не менее противен...

- Вы хотите сказать, что были времена и похуже, но не было подлей?

- Это идеальная характеристика. Таких масштабов мерзопакостности и человеческой подлости история еще не видела...

- Люди слеплены из одной глины. И кому, как не медикам, это известно. Тогда почему, профессор, вы так одержимы национальной идеей? А между тем еще киники Древней Греции называли себя "гражданами мира". Прошли тысячелетия, а вас к этническому атавизму тянет... Или в букете наций Беларусь вам видится особым цветком?

- Главная проблема заключается в том, что, во-первых, каждый человек индивидуален. Да, люди слеплены из одного теста. Но в каждом свои добавки, и очень существенные, и в разных пропорциях. Одного поперчили, в другого добавили корицы... Возникает удивительная специфика индивидуальных черт, приобретающая принципиальное значение. Явление это общебиологическое, оно уникально и называется внутривидовым разнообразием.

Переход к более высокой организации общества не отрицает национальной идеи. Но это не значит, что не может быть других идей. И все же лучшей идеи человечество не выработало. Национальная идея - самая передовая, если ее сравнивать с идеологией коллективизма и индивидуализма, которые предлагают свои рецепты организации государства.

Этническая многоликость человечества - явление нормальное и научное. Оно выгодно человечеству и гарантирует ему дальнейшее существование и развитие. Поэтому и белорусский, а лучше сказать белорусско- литвинский этнос имеет полное право на свое существование. Оптимальные условия своего существования он может сохранить исключительно на природой и историей данной ему этнической территории. Больше того, белорусская национальная идея выгодна и самому человечеству. Как самый прекрасный цветок украшает букет, так и белорусская нация украшает и гармонизирует человечество.

- Нет некрасивых цветов. Все здесь относительно и условно... А теперь, профессор, из теоретических высей опустимся на грешную землю. Как вам видится состояние национальной практики в Беларуси. Насколько, фигурально говоря, распустился и расцвел белорусский цветок?

- До сих пор так и не удалось реализовать белорусскую национальную идею в той мере, как она того заслуживает. Полякам, литовцам удалось, а нам - нет. Причина, на мой взгляд, простая: то, что выгодно простому человеку, этносу или всему человечеству, не всегда выгодно каким-то социальным группам. Эти группы я называю социопаразитическими. Им выгодно жить за счет того, что создано другими людьми. Вот они и выдвигают иные идеи, иные правила игры. Среди них самая жесткая социопа- разитическая идеология - империализм. Кто-то где-то на Востоке считает, что белорусский этнос должен быть в подчинении, он обязан слушаться кого-то на Востоке. Одним словом, лишают или сильно ограничивают право белорусов быть уникальным этносом на своей территории. Лишают места под солнцем...

- Позвольте, но ведь Шушкевич вывел Беларусь из империи!

- Нет, Беларусь не вышла из империи. Мы не должны путать формальные и сущностные явления. Формально Беларусь как будто и вышла из империи, а на самом деле здесь властвует прежняя проимперская бюрократия. Более того, сейчас она консолидировалась, выделила наиболее эффективного реализатора своих проимперских взглядов и позиций.

- Кто они, эти бюрократы, - русские?

- Они, по паспорту, могут быть кем угодно - русскими, белорусами, евреями, поляками... Это не имеет принципиального значения. Главное то, что в их душе. А в их душах - прислужничество ради собственной корысти, чаще материальной...

- Профессор, не читайте, пожалуйста, лекцию по этике, ближе к жизни. Кто у нас носитель этой идеи?

- Представители проимперской бюрократии.

- Конкретнее, в лицах!

- Это и "президент по инерции" Лукашенко, и губернатор Дубко, и председатель горисполкома Пашкевич...

- А имеют ли сами паразиты право на существование? Природа отвечает однозначно: да! Все живое в природе хоть на чем-то, хоть на ком-то да паразитирует.

- Социопаразиты имеют право на существование. Но имеют ли они право управлять народом?! Имеют ли они право навязывать белорусам политику, которая ведет их к деградации, к биологическому, культурному истреблению?! А паразиты пусть себе живут, но к власти должны прийти другие люди, которые положат конец проимперской политике и послужат белорусскому добробыту, культурности, цивилизованности, т.е. национальной идее.

- И все же, полагаю, вы не станете отрицать некоторое оживление белорусского духа. Вот и вы с некоторых пор говорите исключительно на белорусском языке. Матчына мова звучит по радио, с телеэкрана... Не заслуга ли это все тех же "паразитов"?

- Абсолютно с вами не согласен. Есть вещи, которые возникают благодаря чему-то или кому-то, и есть вещи, которые возникают вопреки... Все, названное вами, возникло против, как протест. Это форма несогласия с социально-экономическим, политическим, культурным положением, в котором оказалась Беларусь. А вот благодаря усилиям нынешних чиновников - Пашкевича, Дубко и т.д. - в школах Гродно, пожалуй, не осталось ни одного первого класса с преподаванием на белорусском языке. А если интеллигентные люди овладевают и все чаще говорят на белорусском языке, то это происходит не благодаря, а вопреки проимперской бюрократии. И если десять лет назад считали себя белорусами 78 процентов населения, то на сегодняшний день - 81 процент. И более 80 процентов белорусов назвали своим родным языком белорусский язык. И не благодаря, а вопреки чиновникам!

- Что ж, если следовать диалектике, то количество перерастет в качество...

- Конечно. И все потому, что этот процесс соответствует природе человека. Это не значит, что появились какие-то отмороженные мозги, националисты, экстремисты и т.д. На самом же деле белорусские патриоты все больше реализуют национальную идею на своей этнической территории. У других народов другие задачи. И все же настанет время, когда и белорусы займутся более тонкими проблемами - этическими, эстетическими, проблемами духовности, гуманности. А вот мы должны позаботиться прежде всего об отстранении от власти социальных паразитов. Тогда придет и все остальное.

- Значит, вы нисколько не сомневаетесь в том, что в белорусском Зимнем дворце засели не те люди?

- Это же очевидно! Настолько не "те", что если бы их место заняли абсолютно противоположные люди, то их скорее признали бы "теми" - нужными для Беларуси.

- В своей лаборатории, профессор, вы сушите хлеб, ставите эксперименты на крысах, а за пределами лаборатории конструируете "Аврору"?

- Нет, это не наши методы. Крейсер "Аврора" хорош для большевиков. У нас этот вариант не пройдет. А вот с пословицей "Рыба гниет с головы" как не согласиться! И мы знаем, где голова этой рыбы. Это неадекватная власть. Она неадекватна историческому времени, неадекватна тем проблемам, которые стоят перед обществом. Начинать нужно отсюда...

- А как вы попросите "не тех" людей покинуть Зимний. Надо быть дураком, чтобы расстаться с властью...

- Их и не надо просить. Путь один - демократические выборы. Абсолютно законные, абсолютно нормальные. Надо прийти на выборы и проголосовать за нормальную, цивилизованную жизнь на Беларуси. А перед этим объяснить людям, что иного пути у нас нет, что у власти должны быть люди с нормальными мозгами, нормальными взглядами и идеями. Общество созревает до критической точки. Правда, у проимперской бюрократии есть еще значительные ресурсы - реальная власть, электронные СМИ, лживые идеи, психотронные технологии, направленные на зомбирование населения, на внушение страха перед теми людьми, которые на самом деле являются их спасителями. И все же лживые идеи и страхи будут преодолены. Это вопрос времени. Только ждать не надо.

- А теперь повернем вопрос иначе. Есть планета Земля - это сотни народов и языков. И есть планета Россия - и здесь превеликое множество народов, языков и культур. Правда, крепнут центробежные силы... Но ведь в Кремле объявился новый Иван Калита, собиратель земли русской. Это ведь не Распутин, а Путин... Так вот. Предположим, что Беларусь входит в Российскую Федерацию на правах Казани, где крепнет вера предков и все громче звучит татарская речь. Чем плох этнический букет планеты Россия?

- У Беларуси есть выбор. Ведь, кроме планеты Россия, есть еще и планета Европа. Это во-первых. А во-вторых, речь идет о тенденции. В России превалирующая тенденция вела к истреблению этнического разнообразия. Там всегда навязывалась имперская идеология. А татарская речь развивается лишь в последние годы, с приходом к власти национальной бюрократии. И не потому, что так Москва решила, а вопреки московской политике. Значит, вступив в Россию, белорусская культура должна развиваться вопреки Москве? Разве это нормально - уважать себя против центральной власти?! В России правит имперская бюрократия. Больше того, там к власти приходят ее худшие круги. С кем же тогда объединяться? Когда к власти в Беларуси придут нормальные люди, союзный договор об объединении с Россией будет отменен и забыт.

- А теперь приглушим политическое звучание нашего диалога. Нынешние ученые мужи, которые воспитывались и на книгах писателя Островского, мягко говоря, не корчагинские натуры. Совсем не тот задор. Да и в оппозиционной прессе одни и те же лица...

- Я думаю, что преподаватели высшей школы хорошо представлены в оппозиционной деятельности. И только в БНФ, и только среди его активистов десятки докторов и кандидатов наук. И те идеи, которые я разделяю и активно поддерживаю, больше всего распространены среди преподавателей и ученых. И чем образованнее и моложе люди, тем они восприимчивее к белорусской национальной идее. Другое дело, что это не всегда побуждает их к активной общественной деятельности. Они больше внимания уделяют решению профессиональных, интеллектуальных задач.

- И все же часть ученых мужей склонна к организации. Не случайно же в Гродно возникло Товарищество белорусской высшей школы, которое, вы профессор, и возглавляете. Что это за фрукт и с чем его едят?

- Это единственная в своем роде организация, и она достойна пропаганды на всю Беларусь. Наше Товарищество ставит двуединую проблему: белорусизация высшего образования и его подъем до европейских стандартов. Целесообразность такой постановки вопроса очевидна. Тем более сейчас, когда наблюдается довольно быстрая деградация системы высшего образования. Она объясняется, во-первых, убогими материальными средствами, которые выделяются на поддержку высшей школы, и, во-вторых, неадекватной, уродливой идеологией. А главная причина и того и другого - засилие все той же проимперской бюрократии. В Беларуси сложилась поразительная ситуация - ректоры всех высших учебных заведений назначаются Лукашенко. Такой дикости не знает ни одна цивилизованная страна. А у нас ректоры являются продолжением "вертикали".

Наше Товарищество объединяет десятки преподавателей университета им. Я.Купалы, сельхозинститута, медицинского института и института усовершенствования учителей. Товарищество стремится поддерживать тех преподавателей, кто ведет свои дисциплины на белорусском языке. Мы также приветствуем издание учебной и научной литературы на роднай мове. А поскольку Товариществу не удается получить больших грантов, то данное направление в значительной степени пока ограничивается моральной поддержкой.

Мы находим понимание со стороны студенчества. Кстати, мы сами дали студентам возможность оценивать качество преподавательской деятельности членов ТБВШ. Они выставляют баллы своим преподавателям. И надо сказать, что рейтинг членов Товарищества среди студентов достаточно высокий.

- А на Западе? Кстати, много ли гродненских ученых-медиков подалось за границу? Остальные зарабатывают гроши и терпят. Почему терпят?

- Лично я знаю двух преподавателей нашего института, которые выехали за рубеж - кто в Европу, кто в Соединенные Штаты. То, что профессор, доцент, преподаватель часто зарабатывают гораздо меньше рабочего, - лишнее подтверждение деградации системы высшего образования. Ничем хорошим это не кончится. Ни для рабочих, ни для профессоров... А почему терпят? Сказывается многолетняя привычка жить в больном обществе. Нет, ученые - не аскеты. Чтобы их семьям жилось лучше, отыскиваются иные формы заработка... И ждут оптимальных условий для жизни и работы.

А лучший лозунг в этой ситуации: не ждать и не искать свою Америку, а делать эту Америку в Беларуси! И желательно лучше...

- Спасибо, Алесь Александрович, за интервью.

Беседу вел Вадим ЖУРАВЛЕВ

Назад