Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Метаморфозы кухонных отходов

Мы и не замечаем, как одной из городских дворовых примет давненько стали металлические бачки и пластмассовые ведра в пролетах между лестничными клетками. Каждый день окрестные жильцы педантично сбрасывают в них все, что остается после кухонных хлопот: остатки, обрезки, очистки, огрызки... Иногда, чаще в летнюю пору, горожане вынужденно задумываются о том, кого ждет содержимое этих емкостей. Или о том, кто же все это выдумал.

О том, что громадное количество отходов изо дня в день пролетает мимо с перспективой залечь на свалке и подвергнуться естественному биологическому распаду, хозяйственники страны стали задумываться давно. Немногим меньше тридцати лет назад беспокойство по поводу минусов круговорота веществ в природе оформилось в специальное распоряжение Совета министров: ничто не должно пропадать зря, все нужно собирать, обрабатывать и превращать... в мясо!

Специально подготовленные расчеты в цифрах демонстрировали прямую выгоду от заинтересованного подхода к делу. В сельском хозяйстве существует понятие «кормовая единица», за которую принято считать овес (в соотношении 1 кг овса = 0.03 кормовые единицы). В данном случае три килограмма пищевых отходов по своему полезному результату (в виде «живого» мяса) с успехом заменяют один килограмм этой злаковой культуры. Другими словами, скормив скоту тонну пищевых отходов, хозяйственники получали двадцать пять килограммов чистого привеса, или мяса. Теперь оставалось позаботиться только о том, как наладить линию «население – хозяйственники».

Именно так в 1974 году в Гродно, по адресу переулок Дзержинского, 7 и появилось обязательное звено между населением и хозяйствами области – областная контора по заготовке пищевых отходов. Все предприятия города и области, имеющие отношение к пищевым продуктам, должны были в обязательном порядке заключать договора с этим учреждением на организованный вывоз всего того съедобного, что могло подойти к терминальному сроку хранения: майонеза, сметаны, рыбы, мясных, колбасных, хлебобулочных, кондитерских изделий, пельменей, фруктов, овощей... К процессу были подключены: больницы, детские сады, учреждения торговли, общественного питания, рынки, овощные и плодоовощные базы, маслобаза, пивзавод, хлебокомбинат...

В былые времена годовой «улов» областной конторы по заготовке пищевых отходов доходил до 30 тысяч тонн. То, что удается собрать сегодня, – вдвое меньше. Например, в течение прошедшего года население Гродненщины избавилось примерно от 15 тысяч тонн пищевых отходов. В пересчете на фуражное зерно это равноценно 5 тысячам тонн последнего.

Но сегодня, как и раньше, основным и регулярным источником сырья для конторы (по 10 – 12 т ежедневно) остается содержимое все тех же емкостей, расположенных в подъездах домов и во дворах.

Кстати, о ведрах – их все же воруют. До девяностого года силами конторы в жилых домах города устанавливалось примерно двадцать пять тысяч пластиковых ведер. Сегодня это число уменьшилось в три раза – всего восемь тысяч (!). Дополнительно к ведрам во дворах устанавливаются около полутора тысяч уличных контейнеров вместимостью примерно по 25 кг.

По всей видимости, народ, не равнодушный ко всему, что плохо лежит, ведра вниманием не обходит. По подсчетам администрации два года назад население осталось неравнодушным к хозяйству этой организации около полутора тысяч раз (с участков невероятным образом исчезли полторы тысячи ведер!), а по результатам 2000 года – только двести (благодаря «ноу-хау»: чтобы ослабить интерес населения к новой таре, прежде чем отправить ее служить, работники конторы намеренно проделывают в стенке каждого ведра несколько больших дыр – помогает, как видите).

К сбору пищевых отходов непосредственно из жилых кварталов города подключены также коммунальная служба и спецавтохозяйство Гродно. Силами первой производится сбор пищевых отходов, силами второй – регулярный (раз в два дня из каждого городского района) их вывоз.

Именно из листовок коммунальной службы жители узнают о том, что содержимое одного полного пластикового ведра, расположенного между лестничными клетками, – это в перспективе двести пятьдесят граммов свинины. И именно ЖЭСы по результатам прошлого года собрали пищевых отходов больше, чем все остальные источники.

На следующем месте после населения города по объему сданных отходов следуют плодоовощная база, база коопторга и фирма «Агрохим», а затем уже – магазины, рынки, малые предприятия. Эти источники пищевых отходов считаются нерегулярными – их вклад в увеличение массы хрюшек происходит от случая к случаю, по мере накопления продукции.

Если говорить о том, что происходит с вывезенными отходами, то следует сказать, что у них есть свои потребители. Основные на сегодня – это СХКП «Нива» (в лучшие времена подобное рациональное использование отходов помогало хозяйству содержать не менее 18 тысяч голов скота), «Сов. Белоруссия» и учебный комбинат, у которого есть собственное подсобное хозяйство. Но за все следует платить: если вывоз пищевых отходов контора производит бесплатно, то за те же отходы, идущие потребителю, последнему приходится рассчитываться. Тонна такого сырья стоит около трех с половиной тысяч рублей (для сравнения 1 т комбикорма стоит примерно 130 – 190 тысяч). Выручка идет на содержание конторы и на ее расходы. Далее в хозяйствах происходит взвешивание и переработка сырья: загруженную в специальные котлы массу парят в течение четырех часов, затем в нее добавляют комбикорм и пускают на корм скоту.

С течением времени хозяйственники все менее охотно соглашаются на покупку пищевых отходов – считают, что дело это хлопотное.

Согласно давнишнему распоряжению властей, ни одно из предприятий не должно избавляться от пищевых отходов (т.е. вывозить их на городскую свалку) в обход созданной конторы. Но времена иные, и кто-то про нее знает, кто-то с радостью узнает из рекламы (надо же, вывозят отходы и за свой счет!), а кто-то предпочитает делать вид, что не знает. По свидетельству гожинских бомжей, на городской свалке частенько появляется, например, колбаска – немного (т.е. меньше, чем проходит по документации в качестве уничтоженной ), и все же... Но это уже другой рассказ, из тех, что, возможно, коллекционирует ОБЭП.

Р.Н.

Назад