На полях Беларуси началась посевная. Ошибочно думать, что это касается только людей, связанных с сельским хозяйством. От того, сколько и как посеяно весной, зависит, что и сколько мы будем кушать зимой.
В нашей области на сегодняшний день существует 294 хозяйства. Из них мы выбрали два – у одного из них дела идут далеко не лучшим образом, а другое ухитряется не только выживать, но и развиваться.
Аккуратные домики, побеленные бордюры, трехэтажное здание правления колхоза, которое больше похоже на здание банка. Местный председатель ездит на новом «Крайслере», тут можно обмениваться визитками. В сотне метров от автобусной остановки – огромный (около 1 км кв.) сад с яблонями. Это – то, что первым бросается в глаза по прибытии в деревню Квасовка, где находится правление колхоза «Октябрь». По словам руководителей хозяйства, колхоз готов к посевной на сто процентов. Людей, техники, запчастей хватает, есть даже небольшой запас горюче-смазочных материалов. Сейчас у хозяйства 178 тракторов, чего не просто хватает, даже наоборот – планируется уменьшать количество техники.
Ян Василевский, заместитель председателя:
– Мы делаем ставку на новейшую западную технику. Недавно купили два новых импортных трактора, которые заменяют пять отечественных «Кировцев», при этом экономя топливо. Один такой трактор расходует пять литров топлива на один гектар, а это экономия – в сутки до 250 литров. Это два механизатора вместо пяти. Это две квартиры для них вместо пяти, и зарплату можно нормальную обеспечить.
Кстати, планируется, что во время посевной тракторист колхоза «Октябрь» будет получать 200-250 тысяч рублей. Единственное, что не дает «спать спокойно», это прыгающие (причем, исключительно вверх) цены на удобрения, горюче-смазочные материалы. Удобрений колхозная земля получает сейчас по минимальной норме, а причина та же – очень высокие цены на них. Да и вообще, государство предпочитает продавать удобрения за рубеж и получать платежи в валюте. Чтобы потом тратить ее на закупку зерна.
Тягостное впечатление оставляет деревня Нароши, где находится колхоз имени Некрасова. Невольно вспоминаешь строчки, написанные рукой классика в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где фигурируют деревни Горелово, Неелово... Старенькие дома с крышами, поросшими мхом, покосившиеся заборы, пара тощих кур роются в навозе.
К посевной колхоз подготовлен на 50% – в хозяйстве только 13 тракторов при пашне площадью 1500 Га. По словам председателя колхоза, для того, чтобы вспахать и засеять столько пашни в срок, нужно как минимум 25 тракторов. У хозяйства постоянная нехватка горюче-смазочных материалов и, само собой, денег. Так, работники колхоза еще не получили зарплату за март. При потребности в удобрениях в 395 т, у колхоза только 120 т. Во время посевной зарплату тракториста планируется держать на уровне 60-70 тысяч рублей (сравните с относительно сытой Квасовкой). Естественно, что такая зарплата мало кого устраивает, а потому и уезжает деревенская молодежь в города. В колхозе остаются жить и работать только люди в возрасте, которым недолго осталось до пенсии, и условно осужденные. Дело в том, что рядом с деревней находится спецкомендатура, откуда привлекают осужденных на работы. Само собой, ждать от этих людей самоотверженного труда не приходится. Вот и попали в замкнутый круг колхоз имени Некрасова и еще десятки хозяйств в области. Никто не хочет работать за гроши, а без работников хозяйства еще ниже опускаются в пропасть кризиса.
А каких хозяйств у нас больше – бедных или процветающих? Достаточно посмотреть, сколько «Крайслеров» ездит по дорогам Беларуси
Д.ЕГОРОВ
Фото IREX/ProMedia www.irex.minsk.by