Эхо критических статей «Репортера»: в Германии и в гродненском суде
В 2000 году журналист Анджей Писальник, в прошлом корреспондент «БИ», так и не смог зарегистрировать газету «Репортер»: мэрия г.Гродно не дала ему документ о согласовании адреса размещения редакции. И все же «Репортер» увидел свет, но не как полнокровная газета, а бюллетень тиражом 299 экземпляров. Редактор издания не скрывал замысла газетным словом разить пороки в жизни и деятельности гродненских чиновников, и бюллетень действительно замахнулся не только на заместителя мэра Сергея Анищика, но даже на председателя Гродненского горисполкома Анатолия Пашкевича; были в бюллетене и другие адреса и субъекты критики.
Правда, нелегкая судьба «Репортера» была скоротечной, хотя и публицистически звонкой и критически задорной. Настолько звонкой и задорной, что эхо двух опубликованных в бюллетене корреспонденций докатилось сначала до Германии, а потом, преломившись в сознании и сердце руководства Гродненского общественного объединения «Центр милосердия «Семья», – до общего суда Ленинского района г.Гродно. На прошлой неделе здесь оглашено решение суда по гражданскому делу, которое сложилось не в пользу экс-редактора «Репортера» и ответчика А.Писальника.
Предыстория судебной тяжбы такова. В прошлом году в двух номерах бюллетеня «Репортер» были опубликованы статьи Романа Сулимы (литературный псевдоним журналистки Ирины Чернявка, в судебном деле она – свидетель): «За счастливое детство» и «За счастливую юность». В первой из них утверждалось, в частности, что под прикрытием благотворительности Центр милосердия «Семья» отбирает детей у их родителей. Были в названных выше статьях другие фразы и субъективные оценки, нелицеприятные как для персонала Центра, так и его председателя Валентины Родионцевой. Горькая пилюля была проглочена, «Репортер» канул в прошлое, и лишь долгие месяцы спустя Центр и его председатель г-жа Родионцева поставили ребром вопрос о защите собственной чести, достоинства и деловой репутации. И таким образом Анджей Писальник стал в суде ответчиком. При этом моральный вред, нанесенный истцу, оценен подателем заявления в один миллион рублей.
Чем объясняется столь запоздалая – официально радикальная – реакция Центра и В.Родионцевой на острые статьи «Репортера»в их адрес? Фактически ее стимулом, ускорителем стала озабоченность немецко-восточного Общества европейских связей в области культуры и обмена молодежью и студентами, с которым Центр милосердия «Семья» вступил в партнерские отношения. В протоколе намерений, подписанном обеими сторонами, говорилось, в частности, о желании немцев оказать содействие Центру в обустройстве и оснащении создаваемого им в Гродно Дома милосердия «Семья» для выпускников учреждений, в свое время утративших родительский кров. И вот настал час, когда руководство немецкого Общества получило возможность ознакомиться с содержанием двух критических статей «Репортера», по неким каналам оказавшихся за рубежом. Там серьезно задумались, насколько честь, деловая репутация, нравственный облик партнера де-факто соответствует декларируемым целям и задачам Центра и его руководства. Немцы оказались щепетильными и педантичными людьми. Иными словами, возникла нешуточная угроза полной утраты доверия с вытекающими отсюда последствиями для белорусской стороны. И тогда в Центре избрали цивилизованную форму отстаивания своих прав и истины – положились на решение Фемиды, в данном случае в лице председательствующей в открытом судебном заседании Татьяны Климовой. А немцы послали в Гродно своего представителя, и Курт Хюфельманн на месте вникал в суть дела и даже присутствовал на первом заседании суда...
И вот решение суда оглашено. Не все пункты претензий истца удовлетворены, тем не менее ответчик – Анджей Писальник обязан опровергнуть ряд не соответствующих истине (а значит, без должных на то оснований порочащих истца) сведений, опубликованных в бюллетене «Репортер», и сделать это в месячный срок на страницах газеты «Гродненская правда». А в качестве компенсации морального вреда с него должны быть взысканы 80 тысяч рублей в пользу В.Родионцевой. Естественно, что за ответчиком – профессиональным журналистом остается право обжаловать решение суда Ленинского района г.Гродно, с которым он не согласен, в вышестоящей судебной инстанции. И, судя по его заявлению, данным правом он воспользуется. А вот Валентина Родионцева, если сохранится в силе решение общего суда, намерена деньги, взысканные с ответчика, использовать в целях, соответствующих уставным задачам возглавляемого ею Центра милосердия «Семья».
Вадим ЖУРАВЛЕВ
|