Два послания, направленные Синицыным депутатам белорусского парламента, привлекли внимание СМИ. В первом Синицын предостерег от распродажи госимущества перед президентскими выборами. Второе письмо касалось организации этих самых выборов: Синицын предложил парламентариям проявить большую активность в регулировании будущего избирательного процесса. Синицын предлагает также провести общенациональный опрос, суть которого в следующем: если большинство граждан обратятся к мировому сообществу с просьбой признать постановление о назначении выборов парламентом, легитимность которого подвергается сомению (а значит, и легитимность предстоящих выборов может оказаться под сомнением), то к этому большинству должны прислушаться. И проект постановления, предложенный им, предусматривает фактически отстранение Александра Лукашенко от возможности административного влияния на ход выборов.
Что движет Синицыным мы попытались выяснить в ходе интервью.
– Вы фактически предлагаете провести досрочные выборы. Почему? Ведь объективно это выгодно скорее действующему президенту, поскольку его противники подготовиться к выборам не успели и до 15 июля вряд ли успеют.
– Я говорю не о досрочных выборах, а о необходимости скорейшего осознания парламентом своей роли в предвыборный год. Парламент должен назначить выборы. Он должен определить срок и регламентировать предвыборный период. И это принципиально изменит ситуацию. Тем более, что если в соответствии с Конституцией 1994 года президент был не вправе передавать свои полномочия главы государства кому-либо, то после референдума Главный закон страны и Избирательный кодекс, напротив, требуют пресечения любых возможностей использования служебного положения, в том числе и президентом. Практика применения президентом этих норм Конституции и законов уже достаточно апробирована. Вспомните, он сам говорил кандидатам в депутаты, занимающим государственные посты: освободите свое место на время выборов и занимайтесь выборами. Такой же подход должен быть и в отношении него самого, если власть последовательна.
Что же касается готовности, то к выборам должны быть готовы все и всегда. Если наша любимая оппозиция семь лет после избрания Лукашенко не готовилась к выборам, то чем она вообще занималась? Ездила в гости к международным организациям? Тогда зачем эти люди шли в политику? Шли бы работать в МИД. Политики к выборам должны быть готовы всегда.
– Почему вы предлагаете провести выборы летом, ведь отпускной сезон в принципе не очень благоприятное время для выборов?
– Президентские выборы 1994 года проходили в июне-июле, и лето никому не помешало. И явка была рекордной. Кроме того, я фаталист – мы и в прошлый раз выиграли летом.
– «Мы» – это Лукашенко?
– «Мы» – это те, кто был против действующей власти.
– Чем будет заниматься группа по координации деятельности государственных органов, которую вы предлагаете создать, и для чего она нужна?
– Как только Александр Лукашенко заявил, что будет участвовать в выборах, он перестал быть гарантом объективности этого процесса. И сегодня очевидно, что заинтересованное лицо не может определять правила игры. С другой стороны, в стране есть два института, избранные народом – президент и парламент. И один из этих политических субъектов – президент – должен сойти со сцены на период выборов. Соответственно, второй должен взять на себя функции гаранта. Для осуществления оперативного контроля за ходом выборов парламент и должен создать этот орган (не президентской же администрации это поручать). Эта группа не будет подменять избирательные комиссии – ее задача координировать деятельность всех ветвей власти по обеспечению выборов и одновременно обеспечивать контроль гражданского общества за деятельностью власти.
– И все же некоторые ваши предложения выглядят явно нереальными. Речь даже не о том, что президент не захочет их выполнить. Дело – в технической невыполнимости этих требований. Ну, невозможно в недельный срок подготовить отчет о семилетней деятельности Лукашенко на посту главы государства... И избирательное законодательство так быстро поменять вряд ли возможно...
– И все же я настаиваю, что все требования, которые я сформулировал, абсолютно реальны. Самая «долгоиграющая процедура» – это законодательство. Тут только один выход: президент подписывает временный декрет, который удовлетворяет всем требованиям, которые сформулировала ОБСЕ, а парламент должен дать президенту право принять такой декрет. Что же касается отчета о семилетней деятельности на посту главы государства, то вы плохо думаете об Александре Григорьевиче, если считаете, что этот отчет еще не готов.
– В одном из интервью вы сказали, что возвращаетесь в политику как гражданин. Однако, действия, которые вы предпринимаете, более характерны все-таки для политика. Леонид Синицын намерен баллотироваться в президенты или он помогает кому-то другому?
– Я пытаюсь помочь стране. Странные вы люди – журналисты: я им – о супе, а они – о мухах. О стране нужно думать. О ее перспективах. Об экономике, о системе государственного устройства, о людях, которых нужно кормить и обеспечивать работой... Это позиция гражданина или политика? По-моему гражданина. Речь должна идти о курсе, а о не персоналиях. Важно правильно понимать, что должно быть в финале и как добиться наиболее благоприятного для страны развития событий.
Алексей ПАВЛОВИЧ
К о м м е н т а р и и
Сергей Попков, заместитель председателя БНФ (КХП, лидер Зенон Позняк):
– Мы относимся к этой инициативе точно так же, как всегда относились к Синицыну. Основное тут – отношение к России. Очевидно, что Синицын хочет помочь Лукашенко и очевидно, что он работает на Кремль. Поэтому мы не можем относиться к нему иначе, чем как к предателю. Он чужой человек для нашего народа. Это видно по всем его действиям. Это было видно еще в Верховном Совете 12 созыва, – он голосовал за единую денежную систему с Россией.
Анатолий Малофеев, председатель комиссии по международным делам, бывший спикер Палаты представителей:
– Синицын разыгрывает свою политическую карту и пусть не дурит людям голову. Никаких общественных интересов тут не существует. Есть Конституция, от которой никто не может ни на шаг отступить. В Конституции четко сказано, когда должны пройти выборы. Этот срок будет выдержан. И нет никакой необходимости в том, чтобы Палата представителей торопилась.
Лидия Ермошина, председатель Центризбиркома:
– В предложении Синицына нет особой необходимости. Никакого международного признания парламента не может быть. Каждый парламент признается или не признается собственным народом. Поэтому и с политической, и с юридической точки зрения это бессмыслица. Я расцениваю происходящее как рекламную акцию г-на Синицына. Для него это возможность заявить о себе как о будущем кандидате в президенты, возможность продлить собственную избирательную кампанию. Конечно, парламент знает, что он должен принять постановление о назначении выборов. Но для Синицына выступление с инициативой принятия соответствующего постановления – это возможность засветиться в СМИ.
Владимир Гончарик, председатель Федерации профсоюзов Белорусской:
– Конечно, можно собирать подписи. Но мне кажется, что это не даст серьезных результатов. Назначение даты выборов парламентом – это всего лишь технический вопрос. Серьезный вопрос заключается в том, как пройдут выборы. Я сомневаюсь, что наш парламент реально способен повлиять на этот процесс.
Ольга Абрамова, депутат Палаты представителей:
– С моей точки зрения, это очень рациональное предложение. Я сама не так давно внесла проект постановления о назначении выборов, в котором есть очень многие положения из предложенного Леонидом Синицыным проекта постановления. Это очень важная и общественно значимая инициатива. Как депутат Палаты представителей, я считаю, что у нынешнего состава парламента внутренняя легитимность есть – ведь граждане осенью голосовали на выборах, а теперь обращаются с вопросами к своим депутатам. Это значит, что граждане признают Палату представителей. А вот с внешней легитимностью существуют проблемы... Я знаю одно – если мы не проведем такие президентские выборы, которые признает мир, Беларусь очень быстро окажется в составе России.
Николай Статкевич, лидер Белорусской социал-демократической партии (Народная Громада):
– Я пока не решил, нужно ли мне ставить свою подпись за инициативу Леонида Синицына. У его предложения есть значительный плюс и значительный минус. Я бы поддержал предложение Синицына, поскольку понимаю, что государство, в котором не осталось ни одного легитимного органа власти, может прекратить свое существование. С другой стороны, если вопрос о легитимности Палаты представителей решать таким образом, то исчезнет стимул заниматься расширением полномочий парламента, и он может остаться тем бесправным органом, которым он стал в результате референдума, проведенного в 1996 году.