Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

выборы-2001

У страха глаза велики

Что заставляет чиновников идти на нарушение избирательного законодательства?

Средства массовой информации сообщают о многочисленных фактах нарушения избирательного законодательства при формировании территориальных избирательных комиссий. Консультативный совет оппозиционных политических партий (КС ОПП) 22 июня 2001 года выступил по этому поводу со специальным заявлением. Его цель – не столько призвать к порядку исполнительную власть, сколько обратить внимание белорусской общественности и международного сообщества на тот очевидный факт, что нынешняя власть активно подготавливает сценарий, который уже был апробирован на выборах в так называемый парламент.

По старому сценарию

В нарушение действующих норм Избирательного кодекса (ст.35) власть категорически не желает присутствия в «своих» избиркомах представителей демократических партий и общественных организаций. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что из почти 600 представителей оппозиции в состав территориальных избирательных комиссий не было допущено ни одного, если не считать нескольких членов Партии коммунистов Белорусской и Либерально-демократической партии. Естественно, никакой существенной контролирующей роли эти люди не сыграют.

По поступающим из регионов сообщениям, формирование территориальных избирательных комиссий происходило под покровом секретности. Есть все основания доверять информации, что выдвижение в избиркомы кандидатов от власти путем организации собраний трудовых коллективов носило чисто формальный характер (аналогичные факты, кстати, во множестве были зафиксированы на прошлогодних «парламентских» выборах).

Списки членов территориальных избирательных комиссий сплошь состоят из представителей местной исполнительной власти, подведомственного ей директорского корпуса, государственных служащих, членов пролукашенковской молодежной организации БПСМ и пенсионеров. Их пофамильный состав мало изменился. Это – проверенные властью люди.

Таким образом, уже сегодня можно констатировать, что власть приступила к осуществлению модели «победа любой ценой» для своего единственного кандидата. По такой же схеме формируется и низовое звено «избирательной вертикали» – участковые избирательные комиссии. К этим структурам представители демократической общественности вообще не имеют никакого доступа.

Кого они боятся?

Что заставляет местные власти столь откровенно идти на нарушение избирательного законодательства? Ответ лишь один – страх. А у страха, как известно, глаза велики.

Во-первых, это, безусловно, боязнь вызвать гнев Хозяина. Его отношение к «дерьмократам» общеизвестно. Поэтому присутствие представителей демократической общественности в формируемых местной исполнительной властью избиркомах может быть расценено как политическая близорукость и очередное головотяпство. С соответствующими оргвыводами...

Между тем перегибы в формировании комиссий, выражающиеся в явных нарушениях избирательного законодательства, могут повлечь за собой всего лишь отеческое укоризненное помахивание длинным указательным пальцем. А при благоприятных обстоятельствах можно заработать и похвалу.

Во-вторых, власти, наученные опытом прошедших парламентских выборов, в ходе которых многочисленный отряд наблюдателей смог выявить и зафиксировать массовое нарушение законодательства, загодя принимают все меры, чтобы в избиркомах не было «посторонних глаз». Это даст возможность в спокойной обстановке произвести «правильный» подсчет голосов.

Абсолютное большинство белорусских граждан, даже сторонники нынешнего главы государства, уверены: выборы не будут честными и открытыми. В этом не стоит сомневаться и тешить себя иллюзиями на прозрение власти в преддверии судьбоносного для нее события.

Главное – инициатива масс

Мы не склонны давать рецепты, каким образом можно нейтрализовать уже сложившуюся ситуацию подготовки к фальсификации выборов. Да и едва ли есть такие рецепты.

Инициативные группы претендентов, независимые наблюдатели, журналисты должны сами проявлять инициативу, направленную на тщательную фиксацию уже свершившихся нарушений и тех, которые, безусловно, будут допущены в ходе избирательной кампании и самих выборов. Именно эта тщательная фиксация даст возможность белорусской общественности, соответствующим международным организациям сделать объективный вывод о том, что у нас произойдет в сентябре 2001 года.

Есть еще один важный аспект во всей этой истории с формированием избирательных комиссий. Предвзятость здесь настолько очевидна, а нарушения избирательного законодательства так выпуклы, что скрыть их от любопытных глаз просто невозможно. По сути «местная вертикаль» делает очень скверную услугу для верховной власти.

Не секрет, что для нынешней группы власти архиважным является вопрос ее легитимизации на международной арене. Это – вопрос жизни и смерти (имеется в виду политическая смерть. – Авт.). Для этого ей необходимо создать хотя бы видимость открытых демократических выборов. Именно это было одним из условий, в частности ОБСЕ, при проведении парламентских выборов. И позднее международные структуры не раз сигнализировали, что они ожидают от Беларуси выполнения по крайней мере минимальных условий проведения демократических выборов.

Действующая власть не услышала (или не захотела услышать?) этих сигналов. В результате получила то, что и должна была получить – нелегитимный парламент № 2.

Сегодня даже такой адепт лукашенковской власти как Иван Пашкевич шумит на всех информационных перекрестках о том, что если нынешние идеологи не прислушаются к голосам трезвомыслящих людей и проведут выборы по уже апробированной модели, то они получат и вторую нелегитимную власть – не признанного мировым сообществом президента № 2.

Следует признать, что в призывах Ивана Пашкевича присутствует здравый смысл. Вот только прислушаются ли к нему власть предержащие? Едва ли ...

Можно сказать, что в стремлении обеспечить безусловную победу «своему» кандидату местная вертикаль фактически закладывает мощный фугас под основание всей вертикали.

Не ведают, что творят?

Вспомним кое-что из сокровищницы народной мудрости, в частности, то, что услужливый дурак опаснее врага. Мы воздержимся от этого, пожалуй, несколько обидного кое для кого эпитета. Тем более, что в структурах власти служит немало достаточно умных и опытных управленцев. И большинство из них прекрасно понимают, что их заставляют делать, и к чему это может, в конце концов, привести. Но повторимся: у страха глаза велики. Он сковал у многих волю и сознание. Эти люди как бы плывут по течению.

Есть еще одна категория граждан, которые втягиваются в орбиту нарушений законов и общечеловеческой морали в силу своей абсолютной зависимости от властных структур либо, как говорится, не ведают, что творят. По поступающим в СМИ сведениям, на предприятиях, в учреждениях, в учебных заведениях идет активный сбор подписей в поддержку кандидата № 1. Фактически «сборщики» подписей используют свое служебное положение для оказания давления на подчиненных им работников, выполняя в свою очередь распоряжение «сверху». Этим грубо нарушается ст. 73 Избирательного кодекса, категорически запрещающая использовать свое служебное положение для сбора подписей, тем более в рабочее время.

Можно также сослаться и на ст. 191 Уголовного кодекса, которая предусматривает за эти действия (с использованием служебного положения) лишение свободы на длительный срок (до пяти лет).

Это необходимо знать всем тем, кто уже втянут или еще будет втянут в орбиту нарушений законодательства, в том числе в деятельность по фальсификации итогов выборов. В этом случае будет действовать другая статья Уголовного кодекса (ст.192), но ответственность такая же строгая.

Никогда не следует забывать, что все тайное рано или поздно становится явным. История не раз подтверждала эту истину.

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, экс-судья Конституционного суда Республики Беларусь

Георгий Лисовский, журналист

Назад