Семён ДОМАШ: «Главная схватка ещё впереди»
Как рказалось, для многих граждан Беларуси непонятны мотивы, которыми руководствовалась «пятерка» претендентов на пост главы государства от широкой гражданской коалиции при выдвижении в качестве единого кандидата Владимира Гончарика. «Многие региональные структуры высказывают свое категорическое несогласие с принятым решением, считая его необоснованным и несправедливым, – говорится обращении Семена Домаша к общественности. – Ко мне обращаются сотни людей с одной просьбой – продолжать борьбу и не сходить с дистанции».
– Семен Николаевич, как бы вы оценили работу своей команды на первом этапе избирательной кампании – этапе сбора подписей?
– Прежде всего, я хотел бы поблагодарить всех тех граждан, которые поставили подпись в мою поддержку. В наших условиях это потребовало гражданского мужества. Наша команда выиграла первый этап выборов по всем показателям. Мы сдали в избирательные комиссии 161 тыс. подписей – значительно больше, чем другие кандидаты от оппозиции. Хотя в ходе сбора подписей штабы других претендентов на пост президента давали умопомрачительные цифры, но когда пришлось сдавать, многие мыльные пузыри лопнули. Самая лучшая динамика положительного рейтинга, рост узнаваемости – все это результат самоотверженной работы нашей команды. И по численности, разветвленности структур, которые меня поддерживают, мы также существенно превосходим группы поддержки всех других кандидатов.
– В связи с этим: сегодня многие по-прежнему пребывают в недоумении. У вас наблюдается устойчивый и динамичный рост рейтинга. Ваша инициативная группа сработала наиболее результативно. Причем, ваши сторонники не ограничились только большими городами, они собирали подписи, в основном, в регионах, что повысило вашу известность. Почему же на заседании «пятерки» было названо не ваше имя?
– Вы абсолютно правы, когда приводите эти факты. Правда, отчасти на решение повлияло то, что в день заседания «пятерки» были еще неизвестны результаты сбора подписей. Окончательные итоги Центризбирком огласил лишь 25 июля. Тогда мы не знали, что только двое из нас преодолели стотысячный рубеж. И Чигирь, и Калякин, и Козловский заявляли, что у них есть необходимое количество подписей. У меня, например, не было оснований не верить им. Как вы знаете, заседание «пятерки» длилось пять часов. Мы откровенно обсуждали достоинства и недостатки друг друга. Позиция большинства участников была такова, что наиболее оптимальной на данном этапе кампании является кандидатура Гончарика. Конечно, была угроза того, что мы не договоримся. Нас всячески подталкивали к этому. Накануне встречи «пятерки» была запущена серия слухов, ставящих под угрозу возможность того, что мы вообще можем договориться. И направлены они были, прежде всего, против меня. Я и моя команда расценили это не иначе как попытку столкнуть лбами участников «пятерки». Поэтому для меня было важнее в тот момент сохранить единство. Всю свою жизнь я стремился подчинять свои собственные интересы, амбиции интересам дела, общества. Так было во время референдума в ноябре 1996 г., когда я мог бы, поддержав Лукашенко, остаться на теплом и непыльном месте депутата Палаты представителей. Но я понимал, что политика президента ведет страну к тупику. Поэтому я выступил против этой политики, отказался войти в Палату, предпочел стать безработным, попал в немилость высшей власти. Так и теперь — ради единства всех здоровых сил общества, широкой гражданской коалиции, ради спасения Беларуси от продолжения нынешнего кошмара, ради нашей общей победы над силами зла, я уступил на этом этапе.
– Я знаю, что в вашей команде не все были согласны с таким решением. Это не вызвало в штабе недовольства?
– Действительно, многие члены моей команды считают решение «пятёрки» несправедливым и ошибочным. Они высказывают серьезные упреки в мой адрес за то, что я согласился с таким исходом заседания. Моих сторонников можно понять. Они прекрасно видели, как работали команды других претендентов. Да и результаты сбора подписей очень показательны. Кроме того, наш штаб буквально забросали факсами региональные представительства партий и общественных объединений – они протестуют против решения «пятёрки». Так что, не всё так просто и однозначно, как некоторым кажется.
– Так вы сходите с дистанции?
– Конечно, нет. На встречах «пятерки», которые прошли уже после объявления предварительных результатов сбора подписей, мы условились, что и я, и Гончарик идем на регистрацию.
– На каких принципах будет формироваться штаб единого кандидата?
– Сейчас идут консультации о принципах формирования штаба. Думаю, его костяк составит уже существующий штаб Гончарика. Конечно, он будет усилен за счет команд Чигиря, Козловского и Калякина. Несколько человек будут делегированы и из моего штаба. Но моя команда остается работать со мной. Я бы хотел это подчеркнуть, поскольку в последнее время в печати появилась информация, будто бы я бросаю всё и перехожу в штаб Гончарика ответственным по Гродненской области. Это ложь. Я недавно обратился к членам моей инициативной группы, к моим сторонникам с призывом не опускать руки. Мы продолжаем участвовать в кампании. Да и проверка подписей и их защита – очень ответственная работа. Важно не только собрать подписи, но и отстоять их, чтобы быть зарегистрированным. Поэтому сейчас мы сконцентрировали внимание именно на этой работе.
– Какая же теперь тактика вашей команды?
– Окончательное решение будет принято после регистрации кандидатов. Сейчас много неясного. Посмотрим, кого зарегистрируют, какая политическая конфигурация получится через две недели. Тогда мы с Владимиром Гончариком примем согласованное окончательное решение о тактике дальнейшей борьбы. Кроме того, «пятерка» приняла решения о запасных сценариях, которые обнародовать пока не пришло время. А пока мы продолжаем кампанию. Я призываю всех своих сторонников быть в состоянии повышенной мобилизации. Борьба за освобождение Беларуси от «эскадронов смерти» еще только началась. Главная схватка еще впереди.
Михаил КАРНЕВИЧ
Редакция БИ получила это интервью сразу по возвращению С.Домаша из Тюменской области, где он встречался с мэром, вице-мэром Тюмени и вице-губернатором области. Состоялись встречи с представителями нефтяных, газовых и инвестиционных компаний региона. С.Домаш выступил на митинге в честь Дня города, где бурно был принят тысячами горожан - в Тюмени проживает около 15% этнических белорусов. С.Домаш принял участие в радиопрограммах и передаче местного ТВ. На родине у потенциального кандидата на пост президента таких возможностей нет...
|