Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Конгресс белорусской молодежи

Две «бомбы» и три эксцесса

Бомбы в кавычках, потому что ни одного взрывного устройства в помещениях ДК «Сукно» в г.Минске, где проходил конгресс 29 июля, найдено не было. По словам милиционеров, в 13.20 по телефону 02 «доброжелатель» сообщил, что здание заминировано. Вторая «бомба» конгресса – незарегистрированная организация гродненского «Молодого Фронта» высказалась за поддержку С.Домаша, а не В.Гончарика, вопреки решению «пятерки». Возможно, это начало очередного раскола белорусской оппозиции.

Бомба первая. Виртуальная

Начало конгресса не предвещало неожиданностей. После регистрации участников (по словам организаторов, на конгресс прибыло более пятисот человек) было проведено несколько тренингов, в основном, посвященных грядущим выборам: «Предвыборная стратегия», «Мобилизационная кампания», «Организация политических кампаний» и др.

Несмотря на дружескую атмосферу, перед выступлением «единого» среди участников форума явно чувствовалось напряжение. Нового Владимир Гончарик ничего не сказал, но ему удалось расположить к себе сидящую в зале молодежь. Его выступление касалось, в основном, политической и экономической ситуации в республике. Гончарик пообещал молодежи, что, в случае его победы на выборах, он возродит бело-красно-белый флаг и герб «Пагоня». После выступления «единый» раздавал автографы, фотографировался с желающими, отвечал на вопросы. В неофициальной обстановке он заявил, что молодежь должна работать сама, а президент только создаст благоприятные условия для этого.

В обеденное время один из милиционеров объявил, что здание заминировано, и предложил всем выйти на улицу, пока специалисты будут заниматься поиском взрывного устройства. Делегаты неоднозначно восприняли эту новость. Часть из них – около сотни человек, отказались выходить, мотивируя это тем, что не позволят сорвать съезд. В ответ на требования, прозвучавшие из колонок, выйти на улицу, молодые люди скандировали «Жыве Беларусь!», пели белорусские песни. Вскоре организаторам удалось найти компромисс – «забастовщиков» уговорили выйти в коридор. Само собой, никакой бомбы не нашли. Организаторами конгресса случившееся было названо провокацией властей, испугавшихся прогрессивной молодежи.

Бомба вторая. Политическая

Еще до приезда Семена Домаша среди молодежи ходили слухи, что он не будет отказываться от участия в предвыборной гонке. Ожидалось, что именно здесь Домаш впервые заявит об этом решении. О симпатии к «№2» говорило и то, что встречали его овациями и стоя, скандируя «Домаш». В своем выступлении Домаш, как и Гончарик, отметил важность участия молодежи в выборах и подчеркнул, что «молодые люди Беларуси должны за границей нашей страны искать не политическое убежище, а друзей в бизнесе и культуре». О своем же участии либо о снятии своей кандидатуры Семен Домаш ничего не сказал.

После отъезда Семена Домаша выступали лидеры областных организаций, представители которых приняли участие в конгрессе. Своей кульминации страсти достигли, когда выступал лидер гродненского «Маладога Фронту» Вадим Саранчуков. Из его выступления стало ясно, что гродненский «Фронт», славящийся своей «белорусскостью» и сплоченностью, выступает на выборах в поддержку Семена Домаша, а не Владимира Гончарика. Стоит отметить массовый характер такого явления – например, брестская инициативная группа Семена Домаша обратилась к нему с призывом не снимать свою кандидатуру.

«Молодежь требует перемен»

Так называется одна из резолюций, принятая на конгрессе. Участники конгресса выступили за свободный рынок, национальное возрождение, реформы в среде образования и за реформы в армии.

Само обсуждение резолюции заняло более двух часов. Во время дискуссии в текст резолюции была внесена поправка. Предложение «Мы вiтаем вылучэнне адзiнага кандыдата ад дэмакратычных сiлаў у Беларусi i падтрымлiваем яго, калi ён абавязуецца ажыццяўляць такiя пераўтварэннi» было решено заменить на «Мы вiтаем вылучэнне на прэзiдэнцкую пасаду дэмакратычных кандыдатаў Уладзiмiра Ганчарыка i Сямёна Домаша, калi яны абавязуюцца ажыццяўляць дэмакратычныя пераўтварэннi». Таким образом, конгресс поставил под сомнение правильность решения «пятерки».

Во второй резолюции, принятой на конгрессе, молодежь высказывает свой протест по поводу репрессивных действий властей против активистов молодежных организаций. В резолюции перечисляются случаи нарушения со стороны властей прав членов организаций.

Без эксцессов – никак

Картина конгресса будет не полной, если не отметить, что...

* На конгресс белорусской молодежи не были приглашены такие организации, как БПСМ, БСМ, не было на форуме анархистов, не были приглашены представители белорусской лиги «Лямбда». Хотя последние, переодевшись в женские платья, стояли в холле, призывая молодежь записаться в «Конгресс греховной белорусской молодежи». Акция носила скорее характер театрализованного протеста. Сами участники сообщили, что они не из «Лямбды», а анархисты, и таким образом выражают свою солидарность с геями, чьи права нарушаются и, приветствуют участников конгресса. Среди организаторов конгресса прошел ропот, мол, «несолидно», и после нескольких «наездов» молодофронтовской дружины неформалы «свернулись». Среди них был замечен известный в Минских кругах председатель совета «Лямбды» Эдвард Тарлецкий. Последний заявил для прессы, что такими действиями лидер «Маладога Фронту» раскалывает общество по половому признаку.

* Периодически на конгресс заходили наряды милиции, но вели себя корректно. Кстати, перед проведением конгресса, представители Мингорисполкома заявили организаторам, что на конгрессе для охраны правопорядка должно быть не меньше 20 милиционеров. При этом от организаторов потребовали 800 000 рублей. Последние отказались, заявив, что сами смогут обеспечить порядок. За время проведения отмечен единственный инцидент с милицией. Один из делегатов, добираясь с вокзала, нес бело-красно-белый флаг. Вскоре к нему подошли два милиционера и, не представляясь, задержали для выяснения личности. Спустя двадцать минут делегата отпустили.

* Чуть-чуть не хватило до конфликта, когда на конгрессе выступил председатель «Таварыства беларускай мовы». Кроме призывов разговаривать исключительно по-белорусски, Олег Трусов призвал бойкотировать движение «Зубр», заявив о недопустимости «смены нашего символа – «Пагони» – на облезлого зубра». Но активисты движения «Зубр» на конфликт не пошли.

Дмитрий ЕГОРОВ

Назад