Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Мифы новой Беларуси. Миф №27

«Права человека. Одного»

Слыхали новость: в случае победы, Александр Григорьевич собирается занять еще три поста: прокурора, адвоката и судьи. Все – главные. Я серьезно. Цитирую: «В Беларуси будет создан институт уполномоченного по правам человека. Но президент не может переложить свою конституционную обязанность быть гарантом прав человека на какой бы то ни было институт. Только Глава государства, обладая по конституции широкими полномочиями, сможет обеспечить гарантию прав и свобод граждан», – из предвыборной программы Лукашенко А.Г.

Для начала, о целесообразности введения подобного института. Из текста документа видно, что Уполномоченный по правам человека окажется абсолютно бесправным в решении вопросов, которые так или иначе будут противоречить взглядам и мнению самого Лукашенко. То есть, в нашей стране будет создана индивидуальная система ценностей и прав человека, и ни кем-нибудь, а самим великим «мыслителем и защитником». Не лишне вспомнить, как совсем недавно наш президент защищал права подозреваемого в совершении ряда убийств господина Павличенко, заменяя собой и следователя, и судью. В результате подонок-Павличенко – на свободе, а значит, общество рискует вновь пострадать от его грязной работы. Защита подобного рода поражает своим размахом и глобальностью действий в отношении «близкого человека». Не подскажете, Александр Григорьевич, ваша близость с Павличенко, она – родственная, духовная или же меркантильная, когда «цель оправдывает средства»?

Рассмотрим другой вариант. Нынешняя Конституция ничего не говорит о каком-либо институте Уполномоченного по правам человека, а значит, в ближайшее время должен появиться, по сложившейся практике, декрет об учреждении этого института. Угадайте с одного раза, кем персонально будет утверждаться Уполномоченный, кем будут утверждаться его заместители на местах и прочий, как обычно, без толку раздутый и беспомощный штат? Правильно, президентом. А из каких источников будет производиться его финансирование? И опять вы угадали, из резервного фонда президента. А перед кем он будет отчитываться, и, самое главное, чьи же права он будет защищать? Конечно же, свои, президентские. Ну, а отчетность... Подобное А.Г.Лукашенко не практикует. Не сомневаюсь, что в декрете так и будет прописано – «уполномоченный Президента по правам человека». Таких структур в нашей стране Александр Григорьевич наплодил уже пруд пруди, а толку, как от его «длинной и лохматой» челки. При подобном раскладе я охотно верю «правдивости и искренности» намерений Лукашенко в этой части предвыборной программы – просто за железной маской Уполномоченного будет скрываться (или подленько прятаться) сам нынешний президент. Почему скрываться? Да потому, что есть еще и третий вариант. Хоть и неконституционный, но зато честный, и прятаться ни от кого не надо. Вот он – президент и по совместительству Уполномоченный по правам человека, гарант Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, как то и прописано в Основном Законе. С несколькими «но», разумеется...

Статья 86 Конституции: «Президент не может занимать другие должности». А.Г. на это возразит: «Ради благого дела, эту непринципиальную статью Конституции можно в расчет не брать. Ведь никто мне претензий не предъявлял, что я еще и Президент Национального Олимпийского комитета». И действительно. Куда смотрит Конституционный Суд? Думаю, как обычно... Всем составом будет хлопать в ладоши при виде нового декрета, мол, ради благого дела президент берет на себя еще одну непосильную ношу – по защите судеб человеческих. Ах, как он универсален! И от «наезда» тебя защитит (адвокат); он же и «наедет» ради защиты кого-то (прокурор); он же сам и рассудит. А после – ликвидирует за ненадобностью всю судебную систему и освободит бюджет от «лишних» расходов. Между тем, по Конституции (будем тешить себя надеждой, что эти положения Конституции не отомрут) каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспри- страстным судом. Только суд, а не какой-нибудь президент, должен гарантировать реальную защиту прав и свобод граждан, и в первую очередь, от плебейских декретов и указов самого президента. А вот заменить оборот «должен гарантировать» на «гарантирует» возможен лишь тогда, когда отомрет извечный славянский вопрос – «а судьи кто?»

М.ВАСИН, правозащитник

Назад