Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Деликатный вопрос

из жизни театральной жизни вообще и фестивальной в частности

Второй раз на три октябрьских вечера Гродно объединил участников театрального молодежного фестиваля. Организаторы события пророчат, что в будущем оно будет появляться в нашем городе с регулярностью раз в два года. Хотелось бы, опережая время, взглянуть на то, какой вырастет «Надзея». А 12-го октября 2001-го, когда, наконец-то, многострадальный вопрос финансирования фестиваля был все-таки решен, и зрителей, и актеров он встречал строительными лесами, облепившими старейший театр страны.

В обоих театрах состоялся показ четырнадцати спектаклей, а в театре драмы – еще и выставка работ театральных художников – Татьяны Мацевич и Ольги Разумовой. Постановки, вынесенные в программу фестиваля, смотрели с удовольствием. Однако по ходу трех дней возникало ощущение, о котором потом, подводя итоги, скажут его участники. В общем-то неплохие спектакли, представляющие интерес для зрителя в случае рядового показа, совершенно теряли свою привлекательность под флагами «фестиваля творческой театральной молодежи». Труппы, не обремененные молодежью, пресыщенный «академизмом» репертуар, практически не содержащий современных отечественных авторов, кроме маститых С. Ковалева и А. Дударева, отсутствие гостей, отсутствие мастер-классов, игра только для критиков и судей...

Время, отведенное на фестиваль, и не совсем удачная его организация максимально сузили выбор зрителя. Мысль о том, что фестиваль проходит ради галочки, все время находила себе подтверждение: минимум информации как до, так и во время его проведения, никаких полиграфических изданий, которые бы внесли ясность в программу, никакой информации о возможностях сцен, на которых предстояло работать труппам, никакой общей системы отбора участников, спектакли идущие одновременно на трех сценах и, как следствие этого, – пустые залы в театрах и невозможность для актеров посмотреть на работу коллег. Ничего, кроме скупых строк афиши. Таким образом, с самого начала фестиваля зритель был лишен не только информации о его участниках, но и о номинациях, в которых они выдвигались. Трудно сказать, кто в этой ситуации пострадал больше – актеры или зрители.

По общему мнению критиков и участников фестиваля, заданным критериям фактически отвечал только один спектакль, который и был назван лучшим – антреприза Белорусского фонда развития культуры «Больш, чым дождж» (режиссер Павел Адамчиков).

Полным неожиданностей оказался и гала-концерт участников: сначала привычка ничего не делать вовремя на целый час (!) оттянула начало действа, а затем и огорошила утомленных зрителей фразой «Ну, вот и все!..». Как стало известно уже в последний день фестиваля, номинаций, оказывается, было семь: «лучший спектакль», «режиссура», «сценография», «лучшая женская роль», «лучшая мужская роль», «авторская работа, воплощенная на сцене» и «театральная критика».

Звание лауреата было присуждено: за лучшую режиссуру Павлу Адамчикову (антреприза Белорусского фонда развития культуры «Больш, чым дождж») и Наталье Башовой (спектакль «Сестра моя русалочка», БРТЮЗ). Из длинного списка лауреатов приведем лишь гродненские имена: в номинации «за сценографию» – Татьяна Мацевич (спектакль «Собаки», Гродненский областной театр драмы) и «за лучшую мужскую роль» – Иван Добрук (спектакль «Сон в летнюю ночь», Гродненский областной театр кукол). Звания дипломантов «взяли» гродненцы: за сценографию к спектаклю – Ольга Разумова («Снежная королева», театр кукол); за лучшую женскую роль – Оксана Пликус (роль Маши Клягиной в спектакле «Рок-концерт с Григорием Гориным», роль Тэрэзки в спектакле «Навука кахання», театр драмы), за лучшую мужскую роль – Василий Прободяк (роль Макдуфа и Третьей ведьмы в спектакле «Трагедия о Макбете», театр кукол) и Кирилл Андронов (роль Джека в спектакле «Татуированная роза» и роль Станислава в спектакле «Навука кахання», театр драмы).

Во время подведения итогов было сказано много ярких фраз. Но мне почему-то запомнился крик души одного из режиссеров, который, может быть, единственным заметил самое главное, как раз то, о чем деликатно промолчали все остальные. Отчего любые понукания к творчеству и поиск молодых актеров в театре обречены на провал – бросовое отношение к театру, мизерные зарплаты тех, кто к нему причастен. «Это не вещь, это таланты! Нельзя так с молодежью обращаться!»

А вообще-то, как было замечено во время круглого стола, все эти дни в городе было солнечно и тепло.

Алеся ЛЕЙ

Назад