Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

И плиты, и мелиорация, и мебель, и ...

Открытое акционерное общество «Мебельстройконструкция» в составе концерна «Белмелиоводхоз». Так называется ныне бывший Скидельский завод железобетонных изделий. Для Скиделя, который крепко терпит от безработицы, это предприятие очень значимо. Хотя оно рядом с соседним сахкомбинатом и смотрится весьма скромно.

Завод ЖБИ всегда работал на мелиорацию. В минувшие годы, когда шло масштабное осушение белорусских болот, освоение неудобиц, финансирование этого предприятия было просто великолепным. Здесь только и успевали выполнять заявки мелиораторов. Потом денежный поток в отрасль значительно урезали. В начале девяностых годов тогдашнее руководство осенила счастливая идея освоить в одном из цехов и выпуск мебели. Это спасло предприятие в самое трудное время. Ежемесячно отсюда отправляли потребителю до 800 комплектов мягкой мебели. Скидельчане стали настоящими «доками» в мудрёном мебельном деле. Их продукция шла «на ура» и в Беларуси, и в России.

Рассчитанные на широкого потребителя изделия весьма умеренны по цене. Сегодня набор из пяти предметов стоит, например, 287 тысяч рублей. Продукция «Мебельстройконструкции» на отечественном рынке имеет огромный спрос. Освоено около 25 модификаций мебели. «Мару», «Сенатора», «Уют» и другие модели мебели берут торговые предприятия Минска, Вилейки, Солигорска, прочих белорусских городов. Правда, многим фирмам-партнёрам приходится при этом постоянно напоминать, что пора бы рассчитаться за купленную мебель.

Сильно «подрубил» ситуацию российский финансовый кризис 1998 года. Помнится, как в Скиделе стояли длинные очереди машин за мебелью. Годовой объём экспорта в Российскую Федерацию доходил до приличной для небольшого предприятия суммы в 160 тысяч долларов. В минувшем году заработали уже только 5 тысяч «американских рублей». Сейчас предприятие понемногу возобновляет торговые связи с россиянами. Первые партии мебели отправлены в Санкт-Петербург. Возможно, будет продолжение. Но работать на экспорт сложно, очень сложно.

Рынки сбыта в соседней стране потеряны не только из-за кризиса трёхлетней давности. К теперешней невесёлой ситуации привели и некоторые необдуманные шаги правительства. Скажем, включение мебели в перечень товаров, вывоз которых из Беларуси был запрещён. Во-вторых, россияне уже, в основном, пережили свои самые острые проблемы. Многому научившись у белорусов, они с успехом модернизировали свою мебельную промышленность, и теперь с успехом заполняют внутренний рынок своей собственной мебелью.

У российских производственников преимущество не только за счёт более низких цен на энергоресурсы и сырьё. Здесь надо учитывать и другие факторы. Конкуренты оперативно реагируют на потребности рынка. Быстро выполняют заказы потребителя, который избалован широким предложением мебели. Многие предприятия нашего восточного соседа и союзника работают более современно и широко. Они организуют послепродажное обслуживание, создают фирменную торговую сеть. Нашим предприятиям, особенно таким небольшим, как ОАО «Мебельстройконструкция», приходится туговато. К сожалению, нет теперь такой возможности, как у россиян...

... В просторном цехе по выпуску мебели, куда заглянул журналист, трудились всего несколько рабочих. Производство не загружено полностью, и это большая проблема на сегодняшний день.

Не работает на полную мощность и производство железобетонных конструкций. Ограничен пока спрос на эту продукцию. Изготавливают фундаментные блоки, плиты перекрытий и сваи для строящегося в Скиделе завода медпрепаратов, местного сахарного комбината. Есть заказчики на различные железобетонные конструкции в соседней Брестской области.

Самое важное нынче для предприятия – найти серьёзного инвестора. Он может быть и своим, белорусским, и внешним, из-за кордона. Главное, чтобы инвестор пришёл. Тогда откроется второе дыхание, появится перспектива.

Нынешний директор «Мебельстройконструкции» Александр Козлов настроен довольно оптимистично. Всего лишь два месяца назад возглавил он это предприятие. Но Александр Осипович здесь свой человек, потому как несколько лет тому уже работал здесь руководителем и затем перешёл на другую должность, успев побыть даже мэром Скиделя. Вернулся он на свой завод, сменив опытного хозяйственника Владимира Ханевича, которого уговорили взять под своё начало перспективный и многообещающий завод по выпуску медпрепаратов.

Так что Александр Осипович знает все сильные и слабые стороны своего предприятия. Делать ставку он собирается на производство железобетона и освоение новой продукции. Среди идей, которые обдумывают специалисты «Мебельстройконструкции» – строительство нулевых циклов для индивидуальных застройщиков. Скидель понемногу расширяется. Застраивается новый жилой микрорайон, в котором будут жить работники сахкомбината. И заказчики придут именно на «Мебельстройконструкцию», чтобы приобрести фундаменты и перекрытия. Предприятие будет расширять деревообработку, выпускать по индивидуальным заказам окна и двери. Есть планы освоить и выпуск теплоизолирующих материалов для строительства, которые к нам пока завозят. Готовы в Скиделе и, по меньшей мере, втрое увеличить выпуск железобетонных конструкций. Конечно, если будут заказчики. Это же касается и производства мягкой мебели.

Сегодня со стороны правительства внимание и поддержку получают, в основном, предприятия-монополисты. «Горизонт», «Гомсельмаш», Белорусский автозавод. Небольшие и средние предприятия предоставлены сами себе. Их день завтрашний скрывается в тумане неопределённости. И здесь многое зависит как от личности того, кто стоит на капитанском мостике, так и от счастливого стечения обстоятельств.

Между прочим, нынешней «Мебельстройконструкции» в своё время повезло. Тогдашнее руководство «угадало» с выпуском мебели (параллельно с железобетоном) и таким образом сохранило завод. А ежели бы нет?

Михаил Василевич

Назад