Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Публицистические заметки

Призрак бродит за «Пагоняй»...

Мы довольно аккуратно отслеживаем события, которые происходят вокруг судебного процесса по закрытию газеты «Пагоня», который ведет Высший Хозяйственный суд РБ. Однако, поскольку это дело касается моих коллег, а в какой-то степени и друзей, с которыми мы имеем близкие или даже идентичные взгляды на взаимоотношения СМИ и государства и на право граждан на информацию, полагаю целесообразным посмотреть на проблему под другим углом зрения. А именно: не что, когда и зачем написала «Пагоня», а почему, кому и зачем нужно убрать эту газету с информационного поля Беларуси.

Тянут-потянут...

Как и следовало ожидать, очередное заседание суда, состоявшееся 23 октября, точку в разбирательстве дела не поставило, а перенесло процедуру на ноябрь. Смею предположить, что и в ноябре история не завершится, возможно, и в декабре эта самая точка поставлена не будет. И «Пагоня» благополучно отпечатает новогодний номер, как и 1-й номер в 2002 году... На одном из судебных заседаний, а именно 27 сентября, я присутствовала. И мне этот процесс напомнил вяло текущую шизофрению: Государственный комитет по печати претензий к газете не имеет, представитель Гродненской прокуратуры не имеет ни протокола ареста тиража «Пагонi», ни акта, судья не имеет ни желания (это было заметно!), ни возможности вести процесс без необходимых документов, редактор Н.Н.Маркевич не имеет представления, за что же все-таки судят его и газету. То есть, это как бы и надо кому-то, но этого «кого-то» в зале нет. А исполнители безо всякого азарта, поскольку лично не заинтересованы, «тянут-потянут» судебную бодягу...

Вначале было дело

Накануне выборов «Пагоня» должна была выйти невиданным для Гродненщины тиражом – 88 тысяч экземпляров! И это при том, что «Гродненская правда» имеет тираж для уровня областной газеты не то чтобы смешной, а даже какой-то неприличный – 14-16 тысяч. К слову, в те времена, когда там работал редактор «Пагонi» Маркевич, тираж у нее был в семь раз больше. Но это так, лирическое отступление. Конечно, в предвыборном номере – правда о кандидате от демократических сил Гончарике и правда о пока здравствующем старом новом президенте. Итак, стучат станки, растут газетные пачки, отпечатано еще только 10 тысяч «Пагоняў», как в типографию врывается старший следователь Ленинской прокуратуры Гродно А.Танкевич с милиционерами, объявляет, что против газеты возбуждено уголовное дело за клевету на президента, тираж арестовывается, после чего уничтожается, после чего арестовывается и изымается из редакции оборудование. Все!

Но... То, что лежит в типографии – еще не газета, газетой считается продукт, поступивший в продажу. И возбудить уголовное дело в данном случае можно было лишь «за намерение оклеветать». Но, по-моему, такой статьи в УК нет. Второе, откуда Танкевичу известно содержание еще не изданной газеты? Отвечу. В облисполкоме есть такая должность – начальник управления общественно-политической информации. Занимает ее В.П.Омелько. А жена господина Омелько работает в типографии, простой служащей. Но это, как мне кажется, не мешает семье Омелько выполнять антиконституционную деятельность, а именно – осуществлять цензуру. Впрочем, справедливости ради скажу, что Владимир Павлович – человек довольно робкий, не злобный и не мстительный. Он исполнительный функционер, и лично против «Пагонi» не настроен. Да и вообще, хоть и начальник управления, а силы реальной не имеет.

Ищите обиженного

О силе. Практически всю весну и лето сотрудников «Пагонi» регулярно приглашали в КГБ для собеседований. Некоторые говорили, что их откровенно вербуют. Мне, правда, не понятно, в качестве кого можно вербовать газетчиков? Все равно, что у них на уме, то они и напишут, и это можно легко прочитать в газете. Чего огород городить. Но в любом случае КГБ – структура серьезная, и господину Омелько не по зубам. Так, может быть, губернатор В.Савченко? Когда его только прислали в заместители, «Пагоня» немедленно откликнулась довольно язвительной статьей «Рэвiзор-падкiдыш». Но здраво поразмыслив, вряд ли. Во-первых, это было два года назад, во-вторых, одной, даже острой заметки, где и имя-то Савченко ни разу не упоминается, явно недостаточно для затяжной обиды.

Так кто же у нас такой обидчивый, злопамятный, мелочный и с полным отсутствием чувства юмора? Правильно, президент.

Мне эта версия нравится. И кажется вполне вероятной. Если кто-то думает, что провинциальная газета до Лукашенко А.Г. не доходит, он ошибается. ТАКАЯ газета доходит. Тем более, что неугодных президенту газет в стране раз два и обчелся. Да и страна маловата. Помните мачеху в детской сказке про «Золушку» – жаль, королевство маловато, развернуться негде! На протяжение всего президентства Лукашенко «Пагоня» создала поистине уникальную галерею карикатур из его общественной, политической и даже личной жизни. И если читать глава нашего государства на белорусском языке не любит (вот никак не пойму, Путин на двух иностранных чешет, как на родном, Кучма уже украинский освоил, а наш-то чего? ), то картинки он рассматривает. Ни КГБ, ни первому зам. прокурора В.И.Онисько, который подписал постановление о возбуждении уголовного дела против «Пагонi», ни хозяйственному судье Жандарову, который ведет (весьма, повторюсь, вяло ) процесс в Минске, да вообще никому газета не мешает до такой степени, чтобы столь упорно добиваться ее закрытия. «Пагоня», как и вся независимая пресса, мешает одному человеку. И если, не дай Бог, мои коллеги сдадутся, это будет сигналом того, что Лукашенко всех «независимых», а в его узком понимании «оппозиционных», с земли белорусской сживет.

Страшный сон

Состояние информационного поля нашей страны уже давно под угрозой. Вы где-нибудь слышали или читали, чтобы подверглась грабежу редакция государственной газеты? Конечно, нет. Крадут оборудование у независимого «Шага» из Барановичей, газеты Белорусской ассоциации журналистов «День», у «Региональной газеты» из Молодечно (это примеры текущего года). Спросите в какой-нибудь микроскопической районке, слышала ли там бухгалтер про налоговые проверки? Независимых шерстят по два раза в год. А в могилевской «Де факто» сидели полгода, уже прижились там, даже подружились с редакцией. И смех, и грех. Политические, потом экономические, теперь вот «уголовные» рычаги давления...

Главное – не сдаваться. Перенос слушаний по иску прокуратуры к «Пагоне» отложен по причине того, что на сей раз «Пагоня» сама выступила истцом. И правильно. Пускай прокуратура отвечает, на каком основании, по какому праву, а заодно – по чьему заказу – посягают на свободную прессу.

Иногда мне снится довольно неприятный сон: съев шкварку и выпив чарку, садится белорус читать издание с кроссвордами и называет его при этом «газета», Лукашенко смотрит на этого белоруса и умиляется – с таким народом он не то что 12 лет в президентах просидит, но и всю оставшуюся жизнь. Нельзя обществу допустить, чтобы у него было отнято право на информацию. Впрочем, где оно, общество? Ау...

Елена РАВБЕЦКАЯ

Назад