«Ненужные» дети
Каждый год в нашем городе родители отказываются от десятков детей, среди которых не только больные, но и вполне здоровые малыши.
Попадают дети в Дом ребенка разными путями. У одних – родители лишены по решению суда родительских прав. От других родители отказались сразу после рождения. Больных детей бросают прямо в стационаре – просто не забирают домой. Бывает, что мать пишет заявление о тяжелом материальном положении, и ребенок два-три года живет в детском доме. Обычно так поступают одинокие мамы и папы. По истечении времени ребенка забирают. Иногда, если взрослый успевает нормально устроиться в жизни, ребенка забирают раньше. Еще в Дом ребенка попадают дети, чьи родители отбывают наказание в тюрьмах или колониях, но родительских прав не лишены. На сегодняшний день в Доме ребенка находятся 77 детей разного возраста – от грудных до трехлетних. Из них 47 ожидают усыновления – остальных на время «сдали» в дом малютки.
Для того, чтобы усыновить ребенка нужно собрать целый перечень документов, среди которых – справка о состоянии семьи и занимаемой жилплощади, справки из медучреждений об отсутствии венерических и психических заболеваний, справка о доходах. Согласно Законодательству Беларуси, не могут усыновить ребенка люди, которые не в состоянии обеспечить ребенку прожиточный минимум. В национальном центре усыновления Республики Беларусь нам сообщили, что несмотря на громоздкость сбора необходимых документов, сейчас очереди на усыновление нет. За текущий год было усыновлено 28 детей, 8 из них нашли новые семьи за рубежом. Граждане Беларуси имеют преимущества перед иностранными гражданами в плане очередности усыновления. Только, если в течение полугода ни одна белорусская семья не изъявила желания усыновить ребенка, тогда этим правом могут воспользоваться иностранцы. Для этого им нужно собрать не меньший пакет документов, подлинность которых проверяется посольством Беларуси в той стране, куда хотят вывезти ребенка. В основном, за границу уезжают дети-инвалиды, а здоровые дети «предлагаются» белорусским семьям.
До трехлетнего возраста дети живут в Доме ребенка. Условия проживания вполне сносные, даже хорошие. По словам главного врача Клавдии Петровны Кравчик, игрушек и белья детям хватает. Кроме государственных дотаций, помогают частные спонсоры, причем, как белорусские, так и иностранные. Однако в последнее время белорусских фирм-спонсоров становится меньше.
В мае прошлого года в Дом ребенка попала девочка младенческого возраста. Ее нашли в мусорном бачке на улице Курчатова. Ребенка сразу доставили в детскую больницу – у малютки было воспаление легких. Назвали девочку Яной, в честь врача, которая ухаживала за ней, а фамилию дали Курчатова. Через семь месяцев нашлась семья, которая ее удочерила.
В годовалом возрасте попал в Дом ребенка Женя. Воспитывался он бабушкой, так как мать от него отказалась. Но однажды случилось несчастье – бабушку сбила машина... У Жени была врожденная грыжа размером чуть меньше мяча, врачи отмечали серьезные смещения органов. До трех с половиной лет ребенок жил вне семьи, пока не нашлись люди, которые согласились усыновить его и оплатить дорогостоящую пластическую операцию. Сейчас внешне Женя ничем не отличается от своих сверстников и вместе с новыми родителями пишет письма в приют.
Светлана, врач-дефектолог: – Морально тяжело работать. Ведь дети, которые находятся здесь, остались без родителей, и им не хватает ласки и любви, не хватает мамы. Зарплаты у нас, наверное, как и у всех врачей, потому даже не могу сказать, энтузиасты мы или нет. Главное – любить детей. Я не представляю, как можно отказаться от собственного ребенка. Не знаю, может, даже лучше сделать аборт, чем бросить.
Однако, несмотря на все старания персонала, занимающегося реабилитацией детей, зачастую они оказываются абсолютно неподготовленными к жизни вне детского дома. Одна удочеренная девочка увидела газовую плиту и спросила: «Что это такое?», а когда бабушка сказала «Скоро будем кушать», девочка переспросила «ты пойдешь получать еду?»...
Д.ЕГОРОВ
|