Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Сантехник с мобильником

Сначала закапал кран у меня на кухне. Следовало вызвать сантехника из ЖЭСа. По опыту знаю: что с врачом из поликлиники, что с сантехником из ЖЭСа невозможно договориться на конкретное время. Пожертвовать для этого целым днем я не могла. Потом прохудился кран в ванной. Нужно было решаться. Набираю телефон диспетчерской. «Что же вы так поздно звоните? (9.30, авт.) В ваш район уже все ушли». Справедливости ради, надо сказать, что заказ у меня все-таки приняли, но без гарантии, что сантехники придут. Требовать большего показалось чрезмерным капризом. Мы уже привыкли с терпеливым пониманием относиться к нашей государственной сфере услуг, вечно нуждающейся и по определению не способной наладить работу на радость клиенту. Но недавняя поездка в город Сморгонь совершенно изменила представление об этом.

Домашний сантехник

Сморгонь – небольшой городок с населением порядка 37 тысяч жителей. На улицах чисто. В новых микрорайонах торчат свежие саженцы. Это липы. У них, оказывается, очень хорошо формировать крону. (Надо же, а у нас в Гродно все эти уличные липы такой жалкий вид имеют!)

Хорошо оформлены детские площадки с качелями, горками и прочими сооружениями для игр.

Есть места для выгула собак, отгороженные сеткой. Но не это заставило меня, жителя областного центра, буквально остолбенеть от удивления, а... мобильные телефоны у мастеров и сантехников участков местного ЖКХ. Отдельно надо сказать о самих участках. Их всего в городе 10. Каждый обслуживает порядка 18 домов (в каждом в среднем по 70 квартир). Проблемы жильцов решаются, благодаря мобильной связи, очень оперативно. И если, как у меня, потекли краны, бояться терять из-за их ремонта целый день, а то и два, не надо. А если, предположим, необходимо вырезать стекло для рамы, или что-то из дерева, или даже из металла – это все уже делается непосредственно на участке, который тут же, рядом. На двери каждого подъезда подробная информация о том, кто, где и когда обслуживает этот дом, по каким телефонам звонить. В подъездах на специально оборудованных информационных досках перечень услуг. В довершение ко всему ярко-оранжевая униформа на каждом работнике участка с четко обозначенным его именем, номером участка и телефонами.

Государственный рыночник

Инициатор всего этого (и далеко не только этого) Бронислав Стурлис, начальник Сморгонского ПО ЖКХ. Колоритная личность. Обаятельный человек. В хорошем смысле фанат своего дела. Поездил по Европе. Посмотрел, как управляются с городским хозяйством во Франции, Израиле...И создал в отдельно взятом государственном ПО ЖКХ систему обслуживания населения, по эффективности не уступающую частной. При этом его управление также как и весь жилкоммунхоз страны страдает от невыплаченных долгов за тепло, воду, квартиру. Стурлис развивает не только сферу услуг, но и производство. Деревообработку, изготовление металлических дверей и т.д. Дополнительная прибыль от этого позволяет повышать зарплату работникам. В этом году средняя по Сморгонскому ЖКХ превысила 140 тыс. рублей и заняла второе место после средней зарплаты работников банков. А Бронислав Францевич не устает придумывать и строить. Что им движет? Ведь никто не заставляет выворачиваться на изнанку, никто (в смысле серьезных конкурентов) не наступает на пятки... Впрочем, возможно именно потому, что Стурлис прогнозирует появление реальных конкурентов, он торопится первым занять ниши рынка. Но не по принципу «собаки на сене» – сам не делаю и другим не даю, а самым что ни на есть рыночным способом, то есть сделать все, чтобы понравиться клиенту. Недавно соорудили специальный вольер для временного содержания потерявшихся собак. Такое тоже впервые в области. Из 9 клеток пока заняты только три. Но коммунальники думают устроить дело так, чтобы и из этого извлекать доход, например, держать собак, хозяева которых уезжают в отпуск.

Почти как во Франции

Собственно говоря, тема, ради которой я оказалась в Сморгони – проблема бытовых отходов в наших городах. Любопытная особенность времени: жителей в нашей стране не прибывает, а количество мусора увеличивается. В малых городах собрать и утилизировать его – непростая задача. Хорошо, конечно, было бы наблюдать картину, как каждый день к каждому дому подъезжает ловкая машинка и забирает небольшой пластиковый контейнер с мусором, а на его место ставит чистый и пустой. Пластиковые контейнеры не по карману, машинок таких нет. Поэтому нередки стихийные свалки в канавах, лесочках и просто в конце улицы. Бронислав Стурлис придумал оптимальный вариант для решения проблемы. По его рисунку был создан оригинальный контейнер для мусора на 8 кубов. Раз в несколько дней его вывозят, с помощью лебедки затащив на площадку кузова. Такой контейнер трудно утащить и спрятать у себя в огороде. На свалке он легко разгружается и привозится обратно. Каждый контейнер рассчитан на десять – двенадцать домов частного сектора или несколько многоквартирных. Решение вполне устроило всех: и коммунальников, и жителей Сморгони. Стихийные свалки практически исчезли.

P.S.

Бесспорно, государственному предприятию многие вопросы решать гораздо легче, чем частному. Но и у них не без проблем. Пробрасывают их постоянно, как любимое государство, так и любимые соотечественники. Получили, наконец, лицензию на изготовление гробов, приступили к делу, а тут оказалось, что нет лицензии на обработку доски для этих самых гробов. Или другой пример: высадили молоденькие липы, а через несколько дней какие-то отморозки переломали несколько десятков саженцев. «А чтоб вы знали, как трудно было решить вопрос с этими мобильниками (антенны которых теперь привычно торчат из карманов мастеров жесовских участков, авт.)!», – восклицает Бронислав Францевич, не вдаваясь при этом в подробности. Зато каков результат. Он приносит удовлетворение. И не только моральное.

А ведь потребителю (в данном случае коммунальных услуг) в конечном счете все равно, кто делает работу, и какова его мотивация, лишь бы она была качественной, а отношение к нему (потребителю) учтивым.

Нина ПОЛУЦКАЯ

Назад