Мифы Авторынок Гостевая Редакция Контакт Архив

Обновление каждый четверг  

Театр

Твой выход, Оксана!

Портретная зарисовка в интерьере спектакля

После премьеры «Афинских вечеров» по пьесе П.Гладилина в постановке Геннадия Мушперта кое-кто из знакомых, побывав на показе, интересовались у меня: «А эта девочка, что играет Наташу, тоже актриса и в труппе театра? Или специально приглашали для участия в постановке? – Замечательно работает!»

Оксана Пликус, молодая актриса Гродненского драматического театра, несмотря на небольшой стаж пребывания на профессиональной сцене, стремительно завоевывает достаточно прочное положение в актерском многоголосье труппы. Впервые всерьез она заявила о себе в спектакле «Татуированная роза». И коллег, и зрителей совершенно покорила сценической раскованностью и безыскуственностью. Отсутствие нарочитости, наигрыша, фальши – всегда хороший знак. Признак хорошего вкуса и точного исполнительского отбора.

В сравнительно недавней премьере – «Рок-концерт с Григорием Гориным» в роли Маши – роли почти бессловесной, Оксана Пликус уверенно подтвердила, что интерес, возникший к ней, отнюдь не случаен. Сыграть молодое существо, странное и необычное, человека, чье сердечко и разум поражены хронической болезненной верой в то, что вобрали в себя сущность другого человека, когда-то жившего и давно ушедшего – задача не из простых. Молодой актрисе, как мне кажется, дана способность интуитивно проникать в такие закоулки роли, где слова не имеют места. Где на помощь может придти только актерское чутье... Поэтому так интересно наблюдать ситуации, когда Маша Оксаны Пликус на сцене... молчит. Основное действо вовсю разыгрывается, страсти «рвутся в клочья» и накаляются до предела, а в поле зрения держишь при этом странную молчащую девочку с огромными печальными глазами.

И вот – «Афинские вечера». Спектакль ансамблево слаженный, где что ни роль – то крупный план. И здесь Оксана занимает свою нишу. Смысловую. Эмоциональную.

Есть такое амплуа в театре – инженю. Амплуа актрис, играющих молоденьких девочек. Как часто наблюдаем при этом одну, от силы две краски, которыми пользуются исполнительницы. Оксана Пликус при всей своей «девочкости» в последнем спектакле мягко и ненавязчиво демонстрирует разнообразную палитру роли: ее героиня и робка, и нежна, и лирична, и неуступчива – в ней есть сила постоять за себя и за своего любимого смело, без оглядки, с чувством собственного достоинства. И есть в ее героине особая чистота и безгрешность. Именно поэтому в таких словесных оборотах, как, например, в обращении к бабушке: «если бы ты принимала участие в самых разнузданных оргиях, я бы не стала любить тебя меньше» – нет и тени пошлости или дурновкусия. Каждая реплика, каждый текстовой и сюжетный поворот органично подготовлен ситуацией, «проживаемой» актрисой.

Она действительно замечательно молчит. Не удивляйтесь, это не так-то просто – молчать и воспринимать. Она, подобно промокашке, моментально «впитывает» партнера – ход его мысли, реплику, подтекст поведения. И как результат – своя, точная, как стрела, реакция.

И с партнерами в этом спектакле Оксане повезло. В схватке с отцом, например (заслуженный артист РБ С.Куриленко), Наташа отстаивает право на свои вкусы и привязанности. Она убедительна еще и потому, что партнер в этой «игре на двоих» дает очень мощные подачи.

Надо ли щедро раздавать молодым авансы, награждая высокими эпитетами, осыпая «звездными» комплиментами? Порой мы не знаем в этом меры; и... несется, в результате словесной патоки, не очень прочный разум взрослеющего, но еще не зрелого человека, в поднебесье, теряя почву под ногами и твердую самооценку. И все-таки... Бывают случаи, когда надо сказать: «Это сегодня хорошо. Прилично. Достойно». Подчеркиваю – сегодня. Ибо в любом творческом деле свою состоятельность доказывают ежедневно. Ежечасно. И в новой роли нет и не может быть опоры на прошлый успех. И снова, как в первый раз, держишься сам, зажмурившись, только на собственной тяге... Сегодня у молодой актрисы есть для творческого успеха все: хорошая профессиональная форма, интересная актерская природа, способность найти и «учуять» точное содержание роли. Есть тот самый «нерв», который делает ее сценические работы чувственными, при всей полудетской угловатости – женственными, с оттенком некой тайны. А что будет завтра? А завтра – новая роль, которую надо снова завоевывать. Так что... Твой выход, Оксана!

Светлана КАРМАЗИНА

Назад