В королевстве прямых зеркал
Мне повезло. По приглашению Всемирной Ассоциации Газет, сокращенно WAN (есть такая очень серьезная организация, которая объединяет всех крупнейших издателей печатных СМИ мира), как представитель Беларуси я попала... в Монте-Карло. Конечно, этот счастливый лотерейный билет – почти недельное путешествие к берегам Средиземного моря – нужно было использовать как можно полнее.
Я не буду рассказывать вам, уважаемые читатели, что такое мировая пресса, и как далеко и отважно шагнули вперед наши ближайшие соседи Россия, Литва, Польша в производстве полноценного информационного продукта, насыщенного отличными иллюстрациями, подробной информацией обо всем, что творится вокруг, доброкачественной рекламой... Там ведь уже давно отказались от специализированных рекламных газеток, лишь что-то подобное нашей «Из рук в руки» живет и процветает. А в остальном – все в комплекте: получая одну газету, читатель получает полный отчет о прожитом страной дне... Но, Бог с ними, с газетами, доживем и мы до хлебных времен.
Такси и дороги
В Вильнюсе шел снег, во Франкфурте на крылья подлетающих «боингов» обрушивались каскады ливня, а в Ницце царствовал приморский теплый ветер и сверкали огни, отражаясь в воде. Расстояние из Ниццы до Монте-Карло примерно в 30 км можно преодолеть на вертолете, который здесь выполняет функции такси. Выбор «такси» не случаен: буквально под ногами проплывают открыточные пейзажи и почти сказочная архитектура. Но меня «принесло» сюда ночью, и вертолеты уже не летали, пришлось брать обычное такси, цена которого разорила меня раз и навсегда. Почувствовав себя банкротом, я поняла, что на сувениры и открытки денег у меня не осталось. Успокоилась и просто наслаждалась дорогой.
Как известно, Монте-Карло находится на территории княжества Монако. Маленького такого княжества, территорией в 2 кв. км и населением меньше нашего Слонима. Узкая полоса роскоши между побережьем и горами. И, соответственно, дороги здесь горные. Однако они такие удобные, безопасные, можно сказать элегантные, что огромные туристические автобусы, не снижая скорости, как летучие голландцы, незаметно минуют друг друга. Но... Такие дороги надо содержать. Через каждый 10 км водитель останавливался перед шлагбаумом, открывал окошко и чего-то там делал снаружи. Я думала, он гамбургеры по дороге покупает. Нет. Два евро в автомат – и шлагбаум открыт, езжайте дальше. Потом деньги целево поступают хозяевам участков дороги, и они их, естественно, тратят только на... дороги. Представляете, дураки какие? Мы бы непременно нашли, куда воткнуть льющиеся рекой денежки. Темпераментный водитель-итальянец всю дорогу пытался объяснить, что он не знает английского, только французский и итальянский, и немного немецкий, и не может поработать экскурсоводом. Как смогла, ответила ему, что я вообще «ни чуть-чуть». Он угомонился и прибавил скорость...
Курица по-французски
Если одной фразой, то Монте-Карло – это большой отель, первый этаж которого отдан под казино. Не самая роскошная квартира в имеющихся (все-таки!) здесь жилых домах стоит около 1 млн. долларов. Аренда 1 кв. м площадей до 1000 долларов в месяц. В Монако функционируют многочисленные правления международных компаний и банков. Это обусловлено благоприятным экономическим климатом. Офф-шор!.. О многом говорит. Поэтому и цены здесь запредельные. Вообще – место для очень богатых людей. Автомобили – будто спрыгнули с глянцевых иллюстрированных журналов, в основном – кабриолеты. За рулем – дамы и очень молодые дамы. Старух здесь вообще нет, но об этом – ниже. Тротуары из мрамора, и можно только посочувствовать бедным собачкам, которых выгуливают строго на определенных даже не площадках, пятачках. Потому что там, где нет мрамора и моря, – изумрудной зелени газоны, которые кажутся такими же фантастическими как и вся страна принца Альбера. Яхта принца колышется в море, сам он весьма популярен, и кружки и пепельницы, брелоки и ручки с его изображением продаются во всех сувенирных точках. Дорого. Об его альковных похождения ходят легенды, но все по-французски – с юмором и без злобы.
Наша конференция длилась два дня, а остальное время я была предоставлена самой себе. Сердобольные российские газетчики, которые сегодня имеют доходов больше, чем американские СМИ, уезжали кто в Канны, кто в Геную, и, оставляя меня наедине с городом миллиардеров, посоветовали дышать морским воздухом и ни под каким видом не заходить в магазины. Они просто не догадывались о стойкости белорусских женщин перед любыми капиталистическими соблазнами. Пошла, конечно. Из любопытства. Много красивых и очень красивых предметов, особенно аксессуаров... Цены от 150 евро и до бесконечности. Здесь не покупают, чтобы одеться, здесь покупают «из принципа». Пришлось делать вид, что я «из принципа» ничего не покупаю, зато примерила на себя массу очаровательных вещиц. В приподнятом настроении в ближайшей пиццерии (это самое дешевое место, где можно перекусить) наворачивая пиццу с романтическим названием «Ганалулу» – обычный блин, только отдельно подаются ананасы с пивом (необычно, но вкусно), познакомилась с веселым хозяином пиццерии Жаном-Полем. Объяснить, чем отличается «рюс» от «белоруюс» я не сумела, но зато он рассказал мне чрезвычайно вкусный рецепт курицы по-французски. Приготовьте, это замечательно: курицу обмазать смесью из сливочного масла, растолченной петрушки и парочки маслин, положить в сотейник, туда же положить 8 (на этом настаивал Жан-Поль, хотя почему именно 8, я так и не поняла) очищенных тапинамбуров, но можно – и картофелин, горстку обжаренного в масле лука-севка, добавить как можно больше зелени, влить бокал любого белого вина, посолить, поперчить и... Вот тут-то главный фокус! Обычным тестом, которое мы готовим для пельменей, поверху залепить сотейник. 45 минут, и курица готова.
На пляжах вытянулись разомлевшие на солнышке тела, в февральском море купались отважные финны. А мне уже надо было уезжать в Ниццу...
Вдоль по набережной
Ницца более демократична, чем Монте-Карло. Здесь полно пивных и кофеен, расположенных, правда, не на самих набережных, а чуть поодаль. Набережная – святое, это место для прогулок, скейт-бордистов, музыкантов. Здесь почти по-домашнему расположились мексиканцы в своих ярких пончо. Они продают ручной вязки изделия, и богатые Буратины, которые носят костюмы «от кутюр», стоят в очередь, чтобы все это примерить и немедленно купить. На высокой башне, что возвышается над морем (ползти, приходится по довольно крутой лестнице и очень долго) – танцевальная площадка. Маленький оркестр – флейта, аккордеон и маракасы – исполняет танго и вальсы. Движутся кавалеры, умело ведя дам. Возраст кавалеров более-менее ясен. Возраст дам, как уже было сказано выше, совершенно неопределим. Многие в шубках из легкого меха, явно не грин-пис, но непременно в туфельках. Уверены в себе, как пятнадцатилетние девчонки. Кстати, 15-летние девчонки и мальчишки – сплошь все на роликовых коньках – с нежностью взирают на этот бал другого поколения и пытаются повторить танго на своих коньках. И те, кто на площадке, и те, кто вне, чрезвычайно любезны друг с другом...
Получилось так, что мой самолет вылетал из Ниццы в 6 утра. Вдоволь нагулявшись, насмотревшись и надышавшись воздухом средиземноморья и благополучия, я отправилась ночевать в аэропорт. И... Оказалось, что ночных рейсов из Ниццы нет, это не Франкфурт, где самолеты взлетают каждые пять минут. Ночью аэропорт закрывает все свои стеклянно-никелевые входы и выходы. В отчаянии остаться и дальше наедине с морем, я немедленно заявила секьюрити, что буду у них тут жить до первого рейса. Он почему-то обрадовался. Немедленно отвел меня в самый удобный уголок зала ожидания, накрыл своей секьюритевской курткой и каждые полчаса подходил с огромной овчаркой проверить, все ли у меня о’кей, и не беспокоит ли меня кто-нибудь. Это в пустом-то аэропорту! Наивные люди. Ровно в 4.30 принес чашку кофе, и напомнил «мадам» о рейсе. Хотелось плакать от такой заботы. Не привыкшие мы...
Самолет взлетел над морем, и было видно Канны. Потом – дождливый Франкфурт. Заснеженный Вильнюс. Тихая сонная Беларусь. Лифт в моем подъезде не работал.
Елена РАВБЕЦКАЯ
|