Страусы – от Можейково до Айовы
Не так часто по нынешним временам приходится бывать в так называемой глубинке. Интересно было узнать: какие процессы здесь происходят? Ведь сейчас все говорят о необходимости реформировать убыточное сельское хозяйство. А какое место в будущей структуре агробизнеса должны занять фермеры?
Отправились в дорогу представители региональных масс-медиа не одни. В этих встречах вместе с нами был и заокеанский гость – фермер из штата Айова Джек Кеннеди, который приехал в Беларусь для консультативной помощи своим коллегам. Как выяснилось, Джек успешно выращивает в американских степях «второй хлеб», – собирая с гектара по 400 центнеров картофеля. Джеку Кеннеди уже за семьдесят. Он высок, широкоплеч, жизнерадостен и любознателен, как юноша.. Побывал как волонтер в Молдове и на Украине, сейчас по приглашению Белорусского Союза фермеров гостит у нас. И, конечно, всем был интересен его свежий, непредвзятый взгляд на проблемы развития нашего агробизнеса.
...Первая встреча состоялась в Лидском районе. Хозяйство Виктора Тарасевича разместилось совсем рядом с деревней Малое Можейково, известной своим водочным производством, где выпускают знаменитый «Панскi дом». На песчаной горке даже издалека видны и вагончики, и добротные постройки, и различная сельхозтехника. Сопровождаемые свирепыми с виду кавказскими овчарками, знакомимся с проектами маломожейковского предпринимателя. А Тарасевич реализует здесь сразу несколько своих задумок. Неожиданных и, на первый взгляд, даже рискованных. Вот хотя бы те же страусы. Троицу экзотических нелетающих птиц Виктор Вячеславович привез из соседней Польши. Заплатил за них достаточно крупную сумму. Стоически перенес реплики скептиков: мол, зачем тебе это надо? И сейчас терпеливо растит «белорусских» страусов. С расчетом на будущие прибыли.
Тарасевичу работа на земле вовсе не в новинку. Крестьянский труд знаком ему очень хорошо. Сам он по образованию зоотехник. До этого два десятилетия проработал на том же самом спиртзаводе в Малом Можейково. А потом всё-таки захотелось заняться своим делом. Так и стал индивидуальным предпринимателем. Отметим, что банковских кредитов он не берет, во всем старается обойтись своими силами. Заработанное сразу же вкладывает в дело.
«Почему я взялся за выращивание страусов?», – переспрашивает у меня Тарасевич. И отвечает: «У этих птиц энергия роста большая, у молодняка. Растить страусов на мясо выгоднее, чем другую птицу». На прибыль он рассчитывает не раньше, чем через три месяца. Это долговременная программа, – говорит предприниматель. Рынок сбыта он видит большой. Сейчас килограмм мяса страуса стоит 10 долларов. Если будет вдвое дешевле, то покупатель найдётся. Мясо диетическое, абсолютно без холестерина.
«Между прочим, у нас в Айове страусов тоже выращивают на мясо», – заметил общавшийся с нами через переводчика американец. С любопытством знакомился Джек Кеннеди с хозяйством Тарасевича, энергично вышагивая по его двору. И при этом в превосходной степени оценивал предприимчивость нового знакомого.
Помимо экзотических страусов, выращивает еще не менее редкую для наших мест шиншиллу. Сейчас обитатель южноамериканских лесов превосходно приспособился к белорусским условиям. Мех шиншиллы нынче в моде. Если посмотреть экономическую составляющую, то себестоимость затрат при выращивании шиншиллы ниже, чем у той же норки, потому как питается сей грызун растительной пищей.
Виктор Тарасевич нашел уже и покупателя на этот ценный мех. Конечно же, в России. Там же, вероятно, найдет сбыт и продукция небольшой кроличьей фермы Тарасевича. Кролики – новое его увлечение. Здесь он также развернулся масштабно: привез молодняк совсем новых пород из Польши. Видимо, больше ни у кого на Гродненщине нет, скажем, кроликов породы «французский баран». Каждый вислоухий «тянет» под 20 килограммов веса. Есть у него и кролики породы «рекс» (что означает «королевский») – резвые зверьки с цветным окрасом шубок.
Вся эта живность, конечно, требует специальных знаний и больших хлопот. Ту же шиншиллу надо расчесывать три раза в день, чтобы лучше мех рос. А также купать в песке, который обезжиривает и шлифует нежную шубку шиншиллы.. В специальном вулканическом песке, который доставляют из далекой Испании...
А вот какое заветное желание есть у Тарасевича: получить бы в аренду ещё один участок земли, – гектаров сто, чтобы посеять там люцерну, – корм для кроликов и прочей живности. Тогда и станет он настоящим фермером. Пока же именует себя просто индивидуальным предпринимателем
Кролики – это не только ценный мех...
Иван Глебович свое предприятие открыл в старом здании бывшей животноводческой фермы местного совхоза. Старое деревянное помещение оказалось ненужным хозяйству, и бывший зоотехник ровно 10 лет назад развернул здесь своё дело. А занялся он выращиванием кроликов. Теперь у него 120 гектаров земли, около одной тысячи зверьков на ферме. Мог бы выращивать в десять раз больше, но кролиководство –такая отрасль, что требует современных помещений, новых технологий. «Это сельскохозяйственное животное, и отношение к его разведению должно быть соответствующим», – считает Иван Феликсович.
Своих единомышленников фермер из Глебовцев знает. В Беларуси их всего десяток. И все они входят в созданное по инициативе Ивана Феликсовича общество пушного звероводства и кролиководства.
Какая же поддержка нужна фермеру Глебовичу? Земля. Тот участок, который он ранее получил у совхоза, оценивается всего лишь на 24 балла. Почва, от которой не дождешься высоких урожаев, сколько усилий ни вкладывай. И, конечно, это мешает хозяйствовать более эффективно. Проблема и с теми же кредитами, сельскохозяйственной техникой. Тем не менее, Иван Феликсович умудряется и в таких условиях работать с прибылью. Нет у него проблем со сбытом кроличьего мяса, которое покупают и в Щучине, и в Минске, и в других городах. Мех тоже не пропадает: из выделанных шкурок кролика шьют нарядные шапки и полушубки. А всё это рубль, который укрепляет фундамент фермерского хозяйства.
«Земля любит деньги»
Бернард Тодрик – пожалуй, самый известный из всех фермеров не только Гродненского района, но и всего нашего региона. В гости к нему мы заглянули в завершение этого «летучего» знакомства с нашим фермерством. У Бернарда Станиславовича 128 гектаров земли , на которых он выращивает зерновые, картофель, сахарную свеклу, овощи. Занимается свиноводством: выращивает на своей ферме около 350 «хрюшек». За прошлый год фермер Тодрик реализовал 30 тонн свинины. Его свиноферму можно назвать образцовой. Здесь применяется технология глубокой подстилки, благодаря которой свинки разгуливают по своим владениям как некоронованные королевы и.. нагуливают вес. Кормят их тут с соблюдением всех требований. В рационе есть и рапс, и люпин, и полезные кормовые добавки.
После экскурсии по ферме, во время которой Бернард Станиславович слышал от нас только самые лестные оценки его предприятия, он согласился более обстоятельно порассуждать о проблемах агробизнеса. Тогда, когда бывший колхозный специалист решился начать свое дело, возможностей для старта, конечно же, было намного больше. А случилось это 11 лет назад. Тогда он получил под фермерское хозяйство 15 гектаров земли. У него был трактор, картофелесажалка, плуг. Словом, неплохие стартовые возможности. «Теперь, – считает Бернард Станиславович, –сложно заниматься фермерством». Слишком много проблем. Нереально взять кредиты и вернуть их при нынешней ставке 66 процентов годовых. Земля любит деньги. А свободных оборотных средств у фермера нет. Каждый рубль, который появляется, он по-хозяйски тут же вкладывает в производство. Потому даже у такого преуспевающего фермера нет особого достатка: всё только самое необходимое
«Невзирая на проблемы,– говорит Бернард Станиславович, – будем пахать и сеять. Если не сможем мы вырастить то же зерно, то его привезут из России. Сегодня по более дешевым ценам свою сельхозпродукцию предлагает и Украина, и Польша».
Так что фермер Тодрик убежден: государственная поддержка отечественному фермеру по теперешним временам особенно необходима. Это один из вариантов реформирования убыточных колхозов и совхозов.
Михаил Василевич